НИЯУ МИФИ выступил одним из организаторов круглого стола «Проблемы содержания и преподавания информатики как науки в современной школе»

11
май
2016

В Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Проблемы содержания и преподавания информатики как науки в современной школе». Организаторами мероприятия выступили:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ);
  • Комиссия по развитию науки и образования Общественной палаты РФ;
  • Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО);
  • Проектный офис Московских департаментов образования и информационных технологий «Школа новых технологий»;
  • Московское городское отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (ООДИ).

Модераторами круглого стола выступили доктор педагогических наук, руководитель кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ, председатель Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ “ЗА РОССИЮ”» Любовь Николаевна Духанина и заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по информатике, доцент кафедры естественно-математического образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Марина Серафимовна Цветкова.

«Наша задача заключается в том, чтобы понять, что получается в преподавании школьного предмета «Информатика», а что нет, какие есть проблемы в содержании предмета и чем его можно дополнить. Общественная палата — идеальная площадка для разработки подобного рода рекомендаций, которая уже доказала свою эффективность по многим направлениям общественной экспертизы», — открыла круглый стол Любовь Николаевна Духанина.

К обсуждению насущных задач, связанных с ИТ-образованием школьников, были приглашены все участники образовательного процесса: преподаватели информатики, директора школ и заместители директоров по информатизации, руководители школьных научных обществ, творческих объединений и кружков по информатике, а также представители ведущих колледжей, вузов и ИТ-компаний.

Преподаватели школ рассказали, каким образом они достигают тех или иных компетентностных результатов учащихся, а также поделились с коллегами своим мнением о существующих программах повышения квалификации, методических разработках и требованиях, согласно которым организуется школьный учебный процесс. Также в рамках дискуссии прошло обсуждение вопросов подготовки школьников к олимпиадам по информатике.

Заслуженный учитель России, директор образовательного комплекса № 2121 г. Москвы, преподаватель информатики Елизавета Константиновна Чиркова подчеркнула, что стремительное изменение технологий и техники в условиях ограниченности ресурсов образовательных учреждений не позволит «догнать убегающий технологический поезд». Поэтому прежде всего, по ее мнению, нужно говорить о формировании ИТ-компетенций. «Наши школы находятся на очень разном уровне технической оснащенности, если говорить в масштабе всей России. При таких обстоятельствах курсы по робототехнике, 3D-моделированию и другим дисциплинам должны проходить в учреждениях дополнительного образования», — предложила Е.К. Чиркова.

Представители российских колледжей и вузов обозначили проблему качества подготовки выпускников школ, а также указали направления, которые, по их мнению, необходимо усилить при подготовке школьников. Директор Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Сергей Ловягин считает, что обучение информатике должно начинаться с начальных классов и быть непрерывным: «Чем раньше дети учатся алгоритмизации различных задач, тем проще им освоить сложные вопросы программирования в будущем, и тем больше возможность заинтересовать и замотивировать детей. Информатика учить мыслить алгоритмично, это может делать каждый ребенок».

Председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по информатике Владимир Михайлович Кирюхин отметил тренд падения качества математического образования в школе, что является одной из причин потери интереса к информатике. Решение проблемы он видит в выстраивании системы профориентации, которая позволяла бы разрабатывать индивидуальную траекторию обучения.

Уровню компетенций молодых соискателей были посвящены выступления представителей ИТ-компаний. Руководитель направления «Развитие школьного ИТ-образования» компании КРОК Надежда Федоровна Янушкевич рассказала о проекте «Школа IT-решений», в рамках которого около 50 команд школьников 7-11 классов получили возможность реализовать полноценный ИТ-проект, полезный своей школе. Из выступления менеджера академических программ Microsoft в России Екатерины Алексеевны Игнатьевой участники круглого стола узнали о вкладе компании Microsoft в ИТ-образование в России. Руководитель программы Сетевой академии Cisco в России Дмитрий Владимирович Разумовский рассказал о курсах «Основы ИТ: аппаратное и программное обеспечение ПК» и «Всеобъемлющий Интернет. Введение», которые компания Cisco предоставляет школам на безвозмездной основе.

«Это было первое обсуждение проблем преподавания предмета «Информатика», и спасибо, что нашли время принять участие в работе круглого стола. Мы продолжим внимательно следить за изменениями рынка компетенций, чтобы доработать систему отечественного образования. На нас лежит ответственность за то, чтобы дети правильно сориентировались в новых реалиях», — заключила Любовь Николаевна Духанина.

По итогам мероприятия участниками круглого стола были внесены следующие предложения:

  • создание Федеральных окружных центров ИТ-образования (ФОЦ-ИТ) при федеральных университетах для организации смен-стажировок для детей с педагогами для профильных классов с углубленным изучением информатики. Участники заключительного этапа ВсОШ должны получать путевку в свой ФОЦ-ИТ на сезонные стажировки и на практику «ИТ в науке» в научных лабораториях вузов;
  • создание массовых открытых онлайн курсов (МООКи) для учащихся школ и учителей по наукоемким темам: вклад федеральных университетов в подготовку абитуриентов по информатике;
  • популяризация достижений России в сфере ИТ и автоматизированных производствах. Разработка международной онлайн викторины «Информатика в лицах: Россия в цифровом мире»;
  • создание открытой онлайн школы информатики для учащихся и педагогов страны: онлайн ресурс вендоров и ИТ-компаний по программным приложениям и практическим средствам информатики (системам программирования, проектирования, моделирования, компьютерным лабораториям);
  • продолжение инициативы «Час кода» — создание ежегодного тотального онлайн теста для 7-9 классов для включения его в Национальные исследования качества образования как Всероссийский тест по информатике;
  • создание начального курса информатики (не менее 70 часов) для начальной школы;
  • создание системы повышения квалификации на дистанционной основе ведущими вузами России:
  • внедрение образовательных программ крупнейших ИТ-компаний в системе общего образования.

Добавим, что круглый стол можно посмотреть в записи: https://www.oprf.ru/press/conference/2149.

25