Ведущий социолог страны рассказал студентам НИЯУ МИФИ об изучении ценностных установок

19
ноября
2018

14 ноября в рамках «Академических чтений» состоялась лекция Андреева Андрея Леонидовича – доктора философских наук, главного научного сотрудника Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН, профессора кафедры социологии и гуманитарной культуры НИЯУ МИФИ.

В своем выступлении лектор уделил особое внимание изучению ценностей, ментальных установок, которые бывают вовсе не очевидными на уровне житейских суждений.

Лектор пояснил, как ученые работают с данными социологических опросов и какие стойкие тенденции они наблюдают. Так, в частности, специалистами отмечается традиционное, лежащее в основе ментальности сравнение России и стран Европы. Как сказал А.Л. Андреев, это своеобразный камертон, задающий цель преобразований, концептуальная основа реформ. Но, по мнению ученых, для Европы не менее важно сравнение с Россией, наличие устойчивого образа для проведения аналогий.

Помимо прочих различий, социологи обратили внимание на данные о понятиях успеха – оказалось, что они разнятся у россиян и у жителей, например, Германии. Жители Европы показали больший интерес к финансовому успеху как к главному мерилу успешности. А в России респонденты на вопрос «Чего бы Вы желали для своих детей?» многие десятилетия отвечают, что желают им получить хорошее образование.

Тем не менее существует теория конвергенции, суть которой в том, что Россия и Запад представляют собой два типа индустриального общества, и это общества однотипные, они будут сближаться и взаимно перенимать элементы культуры. Как и случилось в 1990-е годы с понятием успеха.

Андрей Леонидович рассказал о смене ценностей в начале новой России. Изучая общественное мнение в те годы, он и его коллеги не предполагали, что ценность образования и получения знаний снова займут доминирующую позицию в системе ценностей россиян. Но этот перелом случился, и, как выразил мысль лектор, был похож на чудо, как коренной перелом Великой Отечественной. Вернулось понимание образования как средства духовного самосовершенствования.

Лектор рассказал об опыте своей многолетней работы в Институте социологии РАН, о выводах, которые позволяет сделать наука, изучающая общество.

Вопросы студентов показали их заинтересованность в самом методе социологии: они просили уточнить, какие бывают ошибки в исследованиях и как вообще проходит работа. Андрей Леонидович проиллюстрировал способ изучить общество интересным примером: когда строят самолет и планируют проверить его на прочность, создают уменьшенную модель и тестируют в аэродинамической трубе. Эта модель позволяет учесть и затем скорректировать особенности конструкции. Так же и в социологии – опросить всех и каждого невозможно. Но есть способ сконструировать уменьшенную копию, воспроизводящую базовые характеристики изучаемой части общества – генеральной совокупности (например, это могут быть многочисленные студенты Москвы, среди которых мы планируем опросить только тысячу).

Такая модель называется «выборка», и от корректности ее формирования зависит правдоподобность результатов опросов. Поэтому, когда если интересоваться результатами опросов, нужно обязательно изучить методику, количество опрошенных и характеристики уменьшенной копии.

Рекомендуемая литература:

Андреев А. Л. Российское общество постсоветской эпохи: социальное самочувствие, историческая память, идеалы и ценности // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 319-347.

Андреев А. Л. Общество и образование: опыт дореволюционной России // Высшее образование в России. 2017. № 11(217). С. 158-164.

39