Кафедра педагогики и методики естественнонаучного образования провела вебинар, посвященный методике развивающего оценивания

19
октября
2015

23 сентября кафедра педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ провела первый из серии запланированных вебинаров[1] на тему «Методика развивающего оценивания как способ повышения мотивации и успеваемости учащихся. Новые практики и рекомендации по "коробочному" внедрению». В мероприятии приняли участие д.п.н., председатель Комиссии по развитию науки и образования ОП РФ, заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ Любовь Николаевна Духанина, к.п.н., директор Института дидактики высшего образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ), доцент кафедры педагогики МПГУ Константин Евгеньевич Зискин и руководитель тренингового центра МПГУ Ася Олеговна Вагнер.

Методика развивающего оценивания разработана на основе исследований, проведенных два года назад в Центре педагогического мастерства Департамента образования города Москвы. Результаты опроса, проведенного как среди учителей, так и среди учеников, выявили интересный факт: все участники образовательного процесса воспринимают оценку как вознаграждение или наказание, а не как объективный показатель знаний учащегося (например, «двойка» за отсутствие домашнего задания). Полученные данные напрямую вытекают из того факта, что современная система оценивания в школе вступает в прямое противоречие с фундаментальными психологическими закономерностями, а именно:

• Оконченное действие забывается, неоконченное – запоминается, в психологии это называется эффектом незавершенного действия. Для ребенка действие (сделать домашнее задание, внимательно слушать на уроке, ответить на вопрос учителя) заканчивается, когда он получает отметку, а полученные знания забываются, освобождая место новой информации.

• Вознаграждение снижает внутреннюю мотивацию (интерес), в то время как поощрение повышает вероятность повторения действия. Эту закономерность удалось выявить благодаря исследованию, проведенному в США в 1968 году: при наличии вознаграждения внутренняя мотивация человека через некоторое время переходит во внешнюю. Т.е. каким бы интересным ни был материал, подбираемый учителем для урока, при наличии отметок внутренняя мотивация (интерес к уроку) учащихся переходит во внешнюю (получение хорошей отметки).

Как результат, при использовании существующей системы оценок, с момента появления которой в российской школе прошло более полувека, учителя сталкиваются с рядом серьезных проблем: невозможность точно оценить успехи ученика, смешение разных механизмов оценивания в одной отметке (с одной стороны, оценка — это способ сравнить успехи ученика с официально установленным внешним эталоном, с другой — педагогический инструмент, позволяющий учителю косвенно похвалить ученика не только за результат, но и за приложенные усилия), концентрация внимания на неудачах учащегося (отметки в тетради красной ручкой), что приводит к снижению мотивации к обучению.

Система развивающего оценивания решает эти и другие проблемы, с которыми сталкиваются педагоги. Основные принципы данной системы:

1. Оценивание разделяется на контролирующее и мотивирующее.

Контролирующее оценивание — это объективная оценка компетенций учащегося по конкретной теме. Важным аспектом контролирующего оценивания является то, что оно производится не учителем, а внешним по отношению системе «учитель-ученик» человеком (например, учителем параллельного класса). Таким образом, учитель из строгого «арбитра» становится «тренером», соратником ученика.

Мотивирующее оценивание — это процесс, основная задача которого не провести объективный аудит компетенций ученика (как в контролирующем), а научить ребенка, поддержать его рост и развитие, и в том числе — подготовить его к внешнему контролю. Для этого разработана целая система методов поддержки успешных действий ученика и позитивной обратной связи, как устной, так и письменной.

2. Ориентация на достижения, а не на ошибки.

Выдаваемые учащимся результаты делятся на 2 категории: успешные результаты, заслуживающие поощрения и проблемное поле, требующее анализа и правильного решения. Например, задачи, решенные правильно, отмечаются плюсом, а решенные неправильно никак не маркируются.

«В результате использования методики развивающего оценивания ученики постоянно включены в учебный процесс, получают от него удовольствие, помнят содержание предмета, хотят и не боятся отвечать, не боятся ошибаться, а учитель действительно управляет учебным процессом, знает реальную картину продвижения учеников, легко вовлекает учащихся в урок, не тратит усилий на возбуждение интереса у школьников», — говорит Константин Евгеньевич Зискин.

«Принципы методики развивающего оценивания, например, ориентация на поощрение успехов, а не на поиск ошибок, смещение акцента с процесса на результат, задают для ребенка правильный вектор развития, повышают его уверенность в себе, а в будущем конкурентоспособность на рынке труда», — отмечает Любовь Николаевна Духанина.

Добавим, что посмотреть вебинар в записи можно по ссылке http://85.143.112.193/archive/webinar/2015_09_23.mp4 .

Для участия в предстоящих мероприятиях кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ необходимо зарегистрироваться по ссылке http://school.mephi.ru/netchair/scientific-seminars.



[1] Вебинар (англ. webinar) - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет.

7