Кафедра педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ (№ 74) провела вебинар, посвященный проекту «ГлобалЛаб»

14
декабря
2015

10 декабря кафедра педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ (заведующая кафедрой – Духанина Любовь Николаевна, д.п.н., председатель Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ») провела последний из серии запланированных на первое полугодие 2015/16 учебного года вебинаров[1] на тему «Глобальная естественнонаучная лаборатория (проект ГлобалЛаб). Организация проектной деятельности для учеников с любой успеваемостью». В мероприятии приняли участие в качестве докладчиков: кандидат психологических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования в 2012 году, президент ООО «ГлобалЛаб» Татьяна Викторовна Крупа и заместитель директора по контролю за результатами, учитель информатики ГБОУ СОШ № 1329 Наринэ Левоновна Исаханян, в качестве модератора выступил руководитель образовательных проектов кафедры № 74 Вильчинский Андрей Владимирович.

Концепция ГлобалЛаб как международной сетевой среды юных исследователей впервые была предложена известным исследователем Робертом Тинкером в 1991 году, а в 2009 году предложена для реализации в нашей стране российским ученым Борисом Беренфельдом. Сегодня в ГлобалЛаб более 120 000 участников из 61 страны мира и практически из всех регионов России. ГлобалЛаб — это безопасная модерируемая интернет-система, которая дает учителям готовые решения для применения проектно-исследовательской деятельности во время уроков и во внеурочной деятельности на всех уровнях образования от дошкольного до старшей школы. ГлобалЛаб для педагога — это:

  • более 1000 опубликованных проектов, более 4900 идей;
  • справочные и методические материалы для эффективной подготовки к занятиям, на основе проектно-исследовательского подхода, в том числе тематические планирования, видеозаписи открытых уроков, примерные программы и др.;
  • удобные технологические инструменты для создания собственных идей и проектов, их публикации, привлечения участников, облегчающие встраивание проектов в любой урок;
  • специальные проекты, с применением в учебном процессе данных с цифровых датчиков, цифровых фотокамер и микроскопов, повышающих эффективность использования школьного оборудования;
  • международное сетевое сообщество учителей - единомышленников, в котором можно найти мировые практики применения проектно - исследовательского подхода;
  • широкий арсенал инструментов для анализа данных, полученных в ходе проектно - исследовательской деятельности, включающий методологию их применения;
  • помощь методистов в подготовке и внедрении проектов в основное и дополнительное образование;
  • система мониторинга за деятельностью учащихся.

Ученикам предлагается участие в проектах при изучении новой темы и выполнении домашнего задания, проведение исследований и научных работ, возможность познакомиться и обмениваться мнениями с учащимися других школ разных регионов и стран. Работа внутри проектов основана на принципе краудсорсинга: каждый участник загружает на сайт результат собственной работы и может ознакомиться с результатами других. Повышение мотивации к освоению новых знаний — одна из основных задач ГлобалЛаб. Также этот проект помогает формировать компетенции, прописанные в ФГОС нового поколения, которые пригодятся школьникам не только при освоении любой дисциплины, но и для поступления в ВУЗ, и для успешного решения различных жизненных ситуаций:

  • умение анализировать данные;
  • способность выявлять проблемы, ставить задачи и искать пути их решения;
  • умение сотрудничать и работать в группе;
  • способность к критическому мышлению;
  • наблюдательность, умение собирать, визуализировать и анализировать данные;
  • способность решать нестандартные задачи;
  • умение логически рассуждать и приводить доказательства на основе фактов.

Кроме того, ГлобалЛаб помогает детям облегчить процесс социализации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, так как первоначально обучение проходит в виртуальном сообществе реальных сверстников и взрослых.

Добавим, что Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании выбрал ГлобалЛаб в качестве платформы для обеспечения равного образования, в частности технологического, во всем мире. Федеральный институт развития образования (ФИРО) рекомендует использовать ГлобалЛаб как средство для внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

«В наш век стремительно развивающихся технологий люди не нужны как источник знаний, они нужны как субъекты, которые принимают решения, обладают метакогнитивными навыками и умеют работать друг с другом. Эта гипотеза лежит в основе методологии, которую мы строим в ГлобалЛаб. По статистике самые частые требования работодателей сегодня: умение работать в команде, умение принимать решения, эмпатийно слушать, то есть в первую очередь речь идет уже не о знаниях. И именно эти навыки должен развивать современный учитель: научить ребенка мыслить, принимать решения и работать в группе. И именно этому мы хотим научить в рамках проекта ГлобалЛаб», — говорит Татьяна Викторовна Крупа.

Выступление Наринэ Левоновны Исаханян было посвящено опыту работы с ГлобалЛаб на базе московской школы № 1329 на примере таких проектов как «Синхронный экологический стоп-кадр» и «Книга памяти».

«Мы работаем с ГлобалЛаб более 6 лет, развиваем проектную деятельность по разным направлениям. Участие в проекте ГлобалЛаб дает нам ряд преимуществ: сетевое взаимодействие школ из разных регионов и даже из разных стран, возможность участия детей, не посещающих школу и детей из отдаленных районов, привлечение к работе над проектом лучших преподавателей, освоение и применение облачных технологий», — отметила она.

«Важной задачей современного педагога как в связи с переходом на новые образовательные стандарты, так и с целью развития знаний и навыков, необходимых для жизни в 21 веке, является формирование исследовательских метапредметных навыков. ГлобалЛаб дает возможность заниматься совместной исследовательской деятельностью в группе единомышленников, что развивает коммуникативные навыки, как устные, так и письменные, а благодаря использованию общей платформы в сети Интернет помогает развивать также ИКТ-компетенции», — прокомментировала Любовь Николаевна Духанина.

Вебинар вызвал живой интерес участников, о чем свидетельствует количество заданных вопросов, посмотреть которое Вы можете, перейдя по ссылке: https://yadi.sk/i/dj4cJugzmAYPG.

Добавим, что посмотреть вебинар в записи можно на сайте https://youtu.be/zukr2V3dCew, а для участия в предстоящих мероприятиях кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ необходимо зарегистрироваться по ссылке http://bit.ly/webMIFI.



[1] Вебинар (англ. webinar) - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет.

7