Национальные проекты России

Национальные проекты России представляют собой масштабные государственные программы, направленные на развитие ключевых сфер жизни общества. Эти долгосрочные инициативы, реализуемые по поручению Президента России Владимира Путина, призваны внести существенные изменения в экономику, социальную сферу и инфраструктуру, а также улучшить качество жизни людей.

Национальные проекты России представляют собой масштабные государственные программы, направленные на развитие ключевых сфер жизни общества. Эти долгосрочные инициативы, реализуемые по поручению Президента России Владимира Путина, призваны внести существенные изменения в экономику, социальную сферу и инфраструктуру, а также улучшить качество жизни людей.

С 2025 стартует реализация новых национальных проектов, рассчитанных на период до 2030 года, включая:

 

Особое внимание в рамках национальных проектов уделяется развитию научной и образовательной сферы. Национальный проект «Наука», действовавший с 2018 года, трансформировался в национальный проект «Наука и университеты», сохранив свою ключевую направленность на развитие научно-образовательной инфраструктуры, поддержку научных исследований и развитие высшего образования. С 2025 года большая часть мер перешла в национальный проект «Молодежь и дети».

Государство уделяет этому особое внимание, предоставляя молодым людям широкий спектр высококачественных образовательных программ, стипендий, грантов и других возможностей для самореализации.

Основные инициативы Минобрнауки России, реализуемые в рамках национальных проектов

Передовые инженерные школы*
*нацпроект «Молодежь и дети»

Проект «Передовые инженерные школы» направлен на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета страны. Ключевая задача – создание новой модели инженерного образования, ориентированной на потребности современной экономики и высокотехнологичных отраслей. ПИШ реализуют ведущие университеты и компании-партнеры, нацеленные на формирование комплексных компетенций для решения актуальных инженерно-технических задач.

Цель: К 2030 году создать не менее 50 новых передовых инженерных школ дополнительно к 50 имеющимся, то есть в общей сложности развернуть по стране сеть из 100 таких школ, которые будут готовить специалистов высшей квалификации.

Методический центр «Передовые инженерные школы» НИЯУ МИФИ отвечает за разработку методического и аналитического инструментария для оценки результативности и эффективности деятельности ПИШ, проведение мониторинга достижения результатов и показателей реализации проекта, а также подготовку аналитических материалов о ходе и перспективах реализации Проекта.

Подробнее о работе Методического центра ПИШ НИЯУ МИФИ на информационной системе: «Современное инженерное образование» и в Телеграм-канале


Программа «Приоритет-2030»*

*нацпроект «Молодежь и дети»

В 2021 году в России была запущена самая масштабная государственная программа поддержки университетов — «Приоритет-2030». Программа позволила сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Цель: К 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

НИЯУ МИФИ с 2021 по 2024 входил в первую группу трека «Исследовательское лидерство». Подробнее о работе МИФИ в рамках программы «Приоритет-2030» читайте на портале


Молодежные лаборатории*

*нацпроект «Молодежь и дети»

Молодежные лаборатории — это современные пространства, где молодые ученые проводят научные исследования под руководством опытных наставников. Ключевая особенность таких лабораторий — молодой состав: не менее 2/3 сотрудников должны быть в возрасте до 39 лет. Это создает уникальную среду для профессионального развития и реализации смелых идей. Реализация мероприятия по созданию молодежных лабораторий позволяет молодым исследователям полностью сфокусироваться на своей работе, при этом получая соответствующие ресурсы, необходимые для воплощения инновационных разработок.

Цель: К 2030 году создать еще не менее 800 молодежных лабораторий. Лаборатория 2D наноматериалов в электронике, фотонике и спинтронике.

В ИНТЭЛ НИЯУ МИФИ действуют две молодёжные научно-исследовательские лаборатории (НИЛ):

НИЛ «Разработка компонентов изделий твердотельной аналого-цифровой СВЧ электроники доверенного и экстремального назначения» и НИЛ «Низкотемпературные керамические технологии (LTCC) в микроэлектронике».

Научно-исследовательская лаборатория «Разработка компонентов изделий твердотельной аналого-цифровой СВЧ электроники доверенного и экстремального назначения»

Молодежная НИЛ создана в 2022 году в рамках национального проекта «Наука и университеты» по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Основные направления деятельности НИЛ:

  • исследование и разработка научно-технических и методических решений, направленных на создание отечественных компонентов изделий твердотельной СВЧ электроники систем беспроводной связи, передачи данных, цифровой маркировки и идентификации;
  • разработка приемопередающей ЭКБ и функциональных блоков из ее состава с рабочими частотами до 40 ГГц и более;
  • кадровое обеспечение, взаимодействие с ведущими предприятиями радиоэлектронной отрасли.

 

Выполненные проекты:

  • разработан приемопередатчик считывателя систем цифровой маркировки и идентификации диапазона УВЧ;
  • разработаны специализированные библиотеки радиочастотных базовых элементов и сложно-функциональных блоков для КМОП технологического процесса 180 нм;
  • определены СВЧ-характеристики и параметры базовых элементов КМОП технологического процесса 180 нм.

Лаборатория «Низкотемпературные керамические технологии (LTCC) в микроэлектронике»

Молодежная НИЛ создана в 2022 году в рамках национального проекта «Наука и университеты» по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Основные направления деятельности НИЛ:

  • исследование  научно-технических решений на базе лазерных технологий, направленных на создание отечественных компонентов изделий из низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (LTCC);
  • разработка технологических решений использующих комбинации тонкопленочной и толстопленочной технологии для изготовления интегральных устройств с особыми требованиях к топологическим размерам;
  • кадровое обеспечение, взаимодействие с ведущими предприятиями радиоэлектронной отрасли.

 

Выполненные проекты:

  • разработана технология локальных защитных и функциональных тонкопленочных и гальванических покрытий на обожженные LTCC изделия;
  • освоен технологический маршрут создания толстопленочного проводника на отечественной керамической LTCC подложке с топологическими нормами менее 70 мкм за счет применения лазерной микро-обработки
  • отработанна технология послойного вскрытия LTCC изделий для оперативного анализа качества формирования многослойной топологии и переходных отверстий после обжига, как альтернатива применения промышленной томографии;
  • разработан дизайн и изготовлен компактный LTCC керамический силовой модуль  на базе  SIC MOSFET транзисторов  для электронного блока силовой коммутационной электроники применяемой на транспорте.

 


Конгресс молодых ученых*

*нацпроект «Молодежь и дети»

Конгресс молодых ученых — ключевое ежегодное событие в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Конгресс выступает крупнейшей площадкой для диалога передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики и задает основные векторы научно-технологического развития России.


Кадровый управленческий резерв в области науки, технологий и высшего образования*

*нацпроект «Молодежь и дети»

Стратегическая цель создания резерва — формирование сообщества молодых управленцев в сфере науки, технологий и высшего образования, мотивированных на решение ключевых задач научно-технологического развития Российской Федерации, обладающих высоким уровнем управленческого потенциала и гражданской ответственности, имеющих необходимый уровень профессиональной квалификации и прошедшие отбор.

Задачи:

  • обновление кадрового состава управленческого звена в организациях сектора исследований и разработок, высшего образования;
  • стимулирование взаимодействия между наукой, бизнесом и органами власти, формирования новых команд, проектов и решений;
  • ознакомление руководителей с современными тенденциями, моделями и инструментами для развития науки, технологий и высшего образования.

 

Цель: привлечение к 2030 году не менее 1,3 тыс. участников программы развития кадрового управленческого резерва к имеющимся 760.


Создание сети современных кампусов*

*нацпроект «Молодежь и дети»

Для развития и самореализации молодежи не маловажную роль играет создание комфортных условий для обучения. Кампусы предоставят студентам и ученым множество новых возможностей, которые могут значительно обогатить их образовательный и научный опыт. Некоторые из этих возможностей включают доступ к передовым технологиям и лабораториям, возможность участвовать в исследовательских проектах, обмен знаниями с выдающимися учеными со всего мира, а также доступ к разнообразным образовательным и культурным мероприятиям. Студенты могут получить доступ к самым современным образовательным программам, что позволяет им глубже погружаться в профессию и расширять свои знания в различных областях. Во многих регионах высокотехнологичная инфраструктура должна объединить сразу несколько вузов, что позволит получать не только академические знания, но и расширить круг общения, интересов и творческого самовыражения. Кампусы дают возможность студентам и ученым получить более глубокое и разностороннее образование, расширить свои профессиональные горизонты и активно участвовать в научном сообществе.

К 2030 году в России появится сеть из 25 современных кампусов, а к 2036 году их станет 40. Сейчас 1 проект (кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана) уже завершен, а 24 проекта находятся на разной стадии реализации. Они станут передовыми площадками для развития критически важных отечественных технологий, реализации прорывных научных проектов и притяжения талантливой молодежи со всей страны.

Инфраструктура кампусов будет создаваться как единая среда студенческого, научного и делового сообщества. Концепции кампусов предполагают большое количество открытых образовательных пространств, трансформируемых аудиторий. Это уникальная и комплексная среда для индивидуального и командного развития, общей корпоративной культуры преподавателей, студентов и ученых. Разработанные в кампусах проекты и продукты должны быть востребованы жителями города или региона, в котором они расположены, способствуя социально-экономическому развитию территорий.

В 2021 году были выбраны восемь проектов кампусов в Новосибирске, Калининграде, Томске, Челябинске, Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Москве. Еще девять проектов были отобраны в 2022 году — современные кампусы появятся в Самаре, Великом Новгороде, Перми, Южно-Сахалинске, Тюмени, Хабаровске, Иваново, Архангельске, а также на федеральной территории «Сириус». 8 проектов были определены в 2024 году, они будут реализованы в Забайкальском крае, Камчатском крае, Приморском крае, Мурманской и Смоленской областях, Республике Бурятия, а также два проекта в Москве на базе Московского государственного строительного университета (МГСУ) и Московского государственного технологического университета «Станкин».

Финансирование этого проекта будет реализовано как за счет средств федерального и регионального бюджетов, так и за счет внебюджетных источников.


Капитальный ремонт и оснащение студенческих общежитий*

*нацпроект «Молодежь и дети»

Студенческие общежития играют ключевую роль в университетской жизни, обеспечивая комфортные условия для проживания и обучения. В России многие общежития нуждаются в обновлении и модернизации, чтобы соответствовать современным стандартам комфорта и безопасности. Приоритетным направлением для университетов должно стать комплексное улучшение условий в студенческих общежитиях, включающее капитальный ремонт зданий развитие инфраструктуры, а также создание комфортной атмосферы, стимулирующей социальные взаимодействия и культурно-досуговые мероприятия. Инвестиции в общежития — это вложение в будущее, поскольку современные и комфортные условия проживания повысят качество жизни студентов, создадут благоприятную среду для обучения и укрепят привлекательность вузов для абитуриентов. Важно, что студенческие общежития — это одна из составляющих университетской экосистемы, и их модернизация является инвестицией в будущее российских университетов и их студентов.

Цель — отремонтировать 800 общежитий.


Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал»*

*нацпроект «Молодежь и дети»

Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал» – уникальная платформа для студентов различных направлений подготовки: технических, гуманитарных, естественно-научных, педагогических, аграрных и медицинских.

Дипломы, полученные участниками, позволяют претендовать на льготы при поступлении в ведущие вузы страны. Для самых сильных участников олимпиады предусмотрены денежные премии, размер которых зависит от категории участия «Бакалавриат» или «Специалитет /магистратура».

Дипломанты имеют возможность пройти стажировку в крупных российских компаниях, что способствует практическому усвоению знаний и развитию профессиональных навыков. Участники олимпиады получают доступ к вакансиям компаний-партнеров, консультациям HR-специалистов, а также к онлайн-мероприятиям и экскурсиям, что создает дополнительные возможности для карьерного роста и профессионального развития.


Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters*

*нацпроект «Молодежь и дети»

ArtMasters — это масштабный чемпионат, который объединяет специалистов в области медиа, дизайна, кино, телевидения, музыки, технологий и театра. Экспертный совет чемпионата состоит из ведущих профессионалов, что обеспечивает высокий уровень оценки работ участников. В рамках соревнований победителям основной возрастной категории вручаются денежные сертификаты, которые могут быть использованы для образовательных целей, приобретения профессионального оборудования или реализации собственных проектов. ArtMasters также предлагает партнёрскую программу, включающую предоставление оборудования, материалов и услуг, необходимых для успешной работы, а также стажировки в ведущих компаниях и интеграцию в актуальные проекты креативных индустрий. Эти соревнования служат платформой для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, позволяя молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, что содействует реализации крупных креативных инициатив под руководством опытных наставников.


Международная олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты»*

*нацпроект «Молодежь и дети»

Олимпиада Open Doors предоставляет талантливым иностранным студентам возможности для обучения, саморазвития и академического роста. Молодые люди из разных стран мира ежегодно участвуют в интеллектуальных соревнованиях по 14 междисциплинарным направлениям. Участие в Олимпиаде бесплатное, полностью в онлайн-формате, на английском и русском языках. Победа в Олимпиаде открывает двери в ведущие российские университеты. Участники могут поступить на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры либо получить позицию в научно-исследовательском проекте. Победители получают право на бесплатное образование с возможностью выбора университета и программы на английском или русском языках. Все этапы Олимпиады и последующего выбора программы и университета реализованы по системе «одно окно» с поддержкой участников в режиме 24/7.


Система мотивирования иностранных обучающихся
к успешному освоению образовательных программ*

*нацпроект «Молодежь и дети»

Талантливым иностранным абитуриентам предоставляется шанс получить грантовую поддержку, которая покроет расходы
на обучение в российских университетах.

Грантополучатели отбираются среди иностранных абитуриентов в странах в рамках плана приёма , победителей международных олимпиад и конкурсов, которые дают право получения квоты. Квота Правительства Российской Федерации на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом.

Информация о квотах размещается на сайте

Информация о грантах будет размещена на сайте* Международной олимпиады Ассоциации «Глобальные университеты»

*В настоящее время информация не размещена


Студенческие патриотические клубы Ассоциации 
«Я горжусь»*

*нацпроект «Молодежь и дети»

Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь» объединяет клубы, которые стремятся воспитать социально ответственную молодежь, ориентируясь на духовные и исторические ценности России. Основная задача Ассоциации — формирование образа патриота среди студентов и внедрение системного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию в вузах. Клубы Ассоциации играют важную роль в развитии молодежной культуры, формируя активную гражданскую позицию студентов, а также развивая лидерские качества и навыки командной работы. Они организуют разнообразные мероприятия и акции, помогая студентам осознать свою связь с историей и культурой страны. Ассоциацией транслируется федеральная патриотическая повестка, которая активно интегрируется в деятельность клубов по всей стране через систему методической поддержки, создаются условия и возможности для развития компетенций активистов клубов, обмена опытом и взаимодействия, а также поддержки локальных патриотических инициатив, что способствует эффективной координации деятельности студенческого патриотического сообщества.

В МИФИ действует Патриотический Клуб «Верность» — студенческое объединение, созданное в 2004 году при поддержке председателя Совета ветеранов, ветерана Великой Отечественной войны, ректора МИФИ на протяжении 15 лет Виктора Григорьевича Кириллова-Угрюмова. По приглашению объединения к проектам клуба имеют возможность присоединяться также преподаватели и ветераны НИЯУ МИФИ. Девиз объединения: «Верность традициям Отечества, университета и родной семьи». C 2022 года Патриотический Клуб «Верность» входит в ассоциацию студенческих патриотических клубов «Я горжусь».

Цель деятельности

Основной целью деятельности клуба является формирование воспитания у молодежи зрелой гражданской и активной жизненной позиции, любви и уважения к своей стране, глубокого почитания ее истории, традиций и законов.

Основные направления: 

  • формирование у студентов чувства долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело;
  • подготовка и проведение мероприятий, связанных с днями воинской славы (победными днями) России, другими памятными датами отечественной истории;
  • мероприятия, направленные на поддержку нуждающихся из приграничных регионов и участников СВО;
  • деятельность, направленная на формирование сообщества, заинтересованных в восстановлении исторической памяти через участие в проведении поисковой археологической работы;
  • участие студентов и сотрудников НИЯУ МИФИ в мероприятиях АСПК «Я Горжусь» и других мероприятиях, целью которых является укрепление культурной идентичности и патриотического воспитания.

 

Результаты клуба за 2024 год:

  • обновлен состав клуба;
  • информация о клубе внесена в обновленный реестр АСПК «Я Горжусь» и реестр патриотический студенческих клубов г. Москва;
  • клуб принял участие в 3-х знаковых мероприятиях АСПК «Я Горжусь»: 2-е встречи руководителей патриотических клубов, Итоговый конгресс АСПК «Я Горжусь»;
  • клуб вошел в топ-100 клубов Ассоциации «Я Горжусь».

 


Конкурсы Российского научного фонда (РНФ)*

нацпроект «Средства производства и автоматизации»*

Конкурсы Российского научного фонда (РНФ), направленные на поддержку проектов по выполнению прикладных научных исследований, параметры результатов которых определяет квалифицированный заказчик, являются примером успешного сотрудничества науки и бизнеса для достижения технологического суверенитета страны.

В 2025 году РНФ запустит новую линейку конкурсов на гранты по выполнению прикладных проектов, основной задачей которых станет создание технологических решений в сфере средств производства и автоматизации, а также транспортных технологий для различных сфер применения (море, земля, воздух), новых материалов и химии.

Особенностью этих конкурсов является то, что тематики проектов будут отражать направления научно-исследовательской программы национального проекта технологического лидерства, а их результаты направлены на создание важнейших наукоемких технологий. Фонд регулярно проводит конкурсы на получение грантов по самым разным направлениям, с различными требованиями и условиями. Размер грантов варьируется в зависимости от типа проекта и его сложности.


Центры карьеры на базе вузов*

нацпроект «Кадры»*

К 2030 году сеть центров карьеры в российских университетах значительно расширится: количество действующих центров увеличится с 162 до 238. Предусмотренные изменения включают создание, тиражирование и последующую ежегодную актуализацию единой модели функционирования системы центров карьеры.

В НИЯУ МИФИ на протяжении более 15 лет функционирует система содействия занятости и карьерного развития, охватывающая широкий спектр направлений деятельности. Созданная в составе университета Дирекция развития карьеры и взаимодействия с работодателями помогает студентам и выпускникам по вопросам прохождения практик, стажировок, трудоустройства и карьерного развития.

Основные направления работы:

  • консультирование студентов по вопросам карьерного развития, актуальных вакансиях, практиках и стажировках на предприятиях-партнерах;
  • организация практической подготовки студентов;
  • организация и проведение Карьерных форумов и других профориентационных мероприятий для студентов с компаниями-партнерами;
  • организация встреч с представителями ГК «Росатом» и индивидуальных карьерных консультаций на базе Центра карьеры ГК «Росатом» в НИЯУ МИФИ;
  • консультирование студентов по вопросам целевой подготовки;
  • организация оценки управленческих и деловых компетенций студентов, а также помощь в их развитии совместно с ГК «Росатом» и АНО «Россия — страна возможностей»;
  • организация и поддержка всероссийских конкурсов, таких как: «Всероссийский инженерный конкурс», олимпиада «Я-профессионал» и многих других.
  • координация и поддержка деятельности студенческих карьерных сообществ.

 


Внедрение лучших практик (коробочных решений)
в пилотных образовательных организациях высшего образования с помощью созданного отраслевого центра компетенций*

*нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика»

Проект направлен на повышение производительности труда университетов путём распространения управленческого опыта применения «бережливых технологий» и научной организации труда, методов, технологий и практик, способствующих повышению эффективности университетов.

Ключевая задача – повысить эффективность деятельности российских университетов путем создания культуры высокой производительности труда среди всех сотрудников, а также системы непрерывных улучшений
и устранения организационных потерь в обеспечивающих и сопровождающих процессах. Для этого будет проведена комплексная работа по поиску резервов роста производительности труда, использование передового опыта университетов в виде «коробочных решений» для трансляции по всей системе высшего образования, которые будут «распаковываться» командами изменений на местах.

Цель: к 2030 году охватить проектами повышения производительности труда все подведомственные Минобрнауки России университеты, обеспечить повышение эффективности использования всех ресурсов для достижения базовых целей системы высшего образования.


Целевое обучение студентов старших курсов в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации*

*нацпроект «Средства производства и автоматизации»

В рамках мероприятия планируется до 2030 года обучить 5000 студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования в интересах организаций сферы производства и автоматизации.

НИЯУ МИФИ осуществляет целевую подготовку высококлассных специалистов по широкому ряду направлений подготовки: автоматизация технологических процессов и производств, системный анализ и управление, высокотехнологические плазменные и энергетические установки, приборостроение, электроника и наноэлектроника, применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения, программная инженерия, проектирование технологических машин и комплексов, конструирование и технология электронных средств, машиностроение, менеджмент управления проектами и др.

Обучение проходит по специализированным модулям, разработанным (или актуализированным) под запросы предприятий сферы производства средств производства и автоматизации, в рамках целевого обучения.

Ключевыми предприятиями-заказчиками выступают организации Госкорпорации «Росатом», Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Ростех», Минобороны России, Минпромторг России и др.


Дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, образовательных организаций высшего образования
и профессиональных образовательных организаций в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации*

*нацпроект «Средства производства и автоматизации

В стратегии развития НИЯУ МИФИ в рамках Программы «Приоритет-2030», которая реализуется в национальном проекте «Молодежь и дети», особая роль принадлежит дополнительному профессиональному образованию. Именно ДПО позволяет достаточно быстро и эффективно готовить кадры по востребованным обществом, экономикой, наукой и др. направлениям. Система ДПО НИЯУ МИФИ максимально сфокусирована на разработку и реализацию приоритетных для России национальных задач, среди которых – обеспечение кадрами технологического лидерства, устойчивой и динамичной экономики, цифровой трансформации управления, экономики и социальной сферы и др.  

Так, в 2024 году на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров НИЯУ МИФИ (ФПКПК НИЯУ МИФИ) проведено обучение ~8,5 тыс. чел. по 75 программам ДПО (из них 15 программ дополнительной профессиональной переподготовки), в том числе, было разработано 30 онлайн-программ. Важно отметить, что ФПКПК НИЯУ МИФИ в последние 3 года кратно увеличил число обучающихся, и за это время обучил более 25 тыс. чел. Среди прошедших обучение - специалисты из более чем 50 регионов России, включая специалистов атомной и других наукоёмких отраслей, высокотехнологичных предприятий и организаций реального сектора экономики, научно-педагогические работники вузов, медицинские работники, учителя, органов местного самоуправления более чем из 20 городов атомной отрасли, а также преподаватели и сотрудники НИЯУ МИФИ и др.

Среди наиболее востребованных направлений повышения квалификации и профессиональной переподготовки в 2024 г. –  искусственный интеллект в разных сферах (программы «Анализ данных и машинное обучение», «Искусственный интеллект в транспортной отрасли», «Проблемы и возможности использования искусственного интеллекта в образовании», «Основы искусственного интеллекта для учителей школ» и др.), информационная безопасность (программы «Основы прикладной криптографии», «Методы обнаружения и противодействия компьютерным атакам в сетях», «Интеллектуальные технологии как инструмент противодействия киберугрозам в системе национальной оценки рисков ПОД/ФТ» и др.), беспилотные авиационные системы (программы «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Сферы применения беспилотных авиационных систем и основы эксплуатации»и др.), перспективные медицинские технологии (программы  «Современные технологии биомедицины», «Перспективные технологии ядерной медицины для внедрения в практику высокотехнологичных центров РФ» и др.), современные инженерные технологии (программы «Основы проектирования и 3D-моделирования», «Технологии 3D-печати», «Специалист по 3D-печати и реверс-инжинирингу» и др.), ускорители заряженных частиц, лазерно-плазменные источники синхротронного излучения, лазеры экстремальной мощности, блокчейн-технологии, экономическое мышление инженеров и др.

Таким образом, система ДПО НИЯУ МИФИ активно развивается и вносит значительный вклад в обеспечение технологического суверенитета России благодаря опережающей подготовке большого количества высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития страны.   


Конкурс «Студенческий стартап»*

*Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства

Конкурс «Студенческий стартап» представляет собой значимую стартовую площадку и уникальную возможность для участников стать руководителем собственного стартапа, собрать команду единомышленников и попробовать создать новый продукт, услугу или технологию. Победителям данного конкурса предоставляется денежный грант в размере 1 миллиона рублей.

Полученные средства могут быть использованы для выплаты заработной платы привлеченным специалистам, а также для покрытия расходов, связанных с регистрацией юридического лица, закупкой или арендой оборудования, материалов, комплектующих, программного обеспечения, а также регистрацией прав на интеллектуальную собственность. В конкурсе могут принимать участие физические лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования в аккредитованных образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.


Сеть университетских стартап-студий*

*Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства

С 2022 года в России создана сеть университетских стартап-студий, на базе которых обучающиеся вузов могут в защищенных условиях попробовать себя в роли предпринимателя, а также на практике получить необходимые для создания технологического бизнеса знания и навыки. Основная цель — внедрение модели студенческого технологического предпринимательства в вузах и формирование портфелей компаний по различным технологиям, учитывающим запросы рынка.

Стартап-студия — это своего рода «фабрика стартапов», которая быстро проверяет бизнес-идеи и запускает новые компании. Она совмещает в себе функции предпринимателя и инвестора, а прибыль от успешных стартапов вкладывается в новые проекты. Первое и главное отличие от других инструментов – стартап-судия не отбирает проекты, она сама их создает, генерируя идеи путем анализа узких и пустых мест в новых индустриях и рынках. То есть стартап-студия прежде всего нацелена на бизнес, ее продуктом являются сами стартапы. Уровень поддержки стартап-студии – это ранние стадии проектов. Компании получают поддержку на всех этапах развития, от формулировки бизнес-гипотезы до тестирования продуктов и проверки бизнес-моделей. Такой структурированный подход способствует эффективному развитию высокотехнологичных стартапов.


Тренинги предпринимательских компетенций*

*Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства

Тренинги предпринимательских компетенций представляют собой практико-ориентированные обучающие мероприятия с целью раскрытия предпринимательского потенциала и подготовки специалистов в области технологического предпринимательства. Тренинги проводятся во всех федеральных округах страны. Участники смогут освоить основы технологического предпринимательства, получить практический опыт в игровом формате, провести оценку своего потенциала. Реализация данного механизма позволяет в рамках симуляции в условиях приближенных к решению реальных бизнес-кейсов с фокусировкой на выстраивание кооперационных цепочек в целях реализации технологических проектов, сформировать воронку физических лиц, предрасположенных к освоению предпринимательских навыков.


Акселерационные программы*

*Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства

Акселераторы представляют собой значимый инструмент, нацеленный на ускоренное развитие и поддержку студенческих инициатив и проектных команд, где начинающий студент-предприниматель может прокачать свой проект или бизнес-гипотезу. Программы предназначены для содействия их участникам в усовершенствовании своих идей и проектов, развитии необходимых компетенций, а также обеспечении эффективного продвижения к созданию полноценного бизнеса.

Основная цель акселераторов заключается в предоставлении студентам, независимо от стадии развития их инициатив, доступа к комплексным ресурсам, включая экспертное наставничество и индивидуальную поддержку. Эти программы облегчают проверку бизнес-моделей, разработку концепций и тестирование идей в реальной среде. Участники получают персональное сопровождение своих проектов, а также возможности для взаимодействия с опытными наставниками и экспертами в области бизнеса. Программа акселератора обеспечивает всесторонний подход, охватывающий как теоретические, так и практические аспекты технологического предпринимательства. Они дают студентам широкий спектр знаний и навыков, необходимых для эффективного запуска и управления стартапами.


Университетские венчурные фонды (УВФ)*

*Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства»

Университетские венчурные фонды (УВФ) – инструмент финансовой поддержки университетских стартапов с высоким уровнем технологической готовности, реализуемых в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и технологий в России. Основная задача – привлечь инвестиции с поздних стадий, чтобы помочь стартапам перейти к этапу масштабирования своих продуктов.

Фонды предоставляют займы, которые можно конвертировать в акции компании, что включает не только финансовую поддержку, но и доступ к опыту и знаниям опытных инвесторов. Это создает долгосрочные стимулы для участия инвесторов с поздних стадий в ранних этапах финансирования, что приводит к увеличению объемов инвестиций в университетские технологические стартапы.


Предпринимательские «Точки кипения»*

*Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства»

Предпринимательская точка кипения — пространство коллективной работы, где обучающиеся и сотрудники университетов могут получить консультации и методическую поддержку экспертов в сфере технологического предпринимательства, а также организовывать поиск инвесторов для поддержки своих стартап-проектов. Интеграция с вузами, предприятиями и городскими пространствами стимулирует технологическое развитие на местах.

Сотрудничество с бизнес-организациями, исследовательскими учреждениями и институтами развития поддерживает местные команды в запуске и масштабировании проектов. Участники могут формировать новые формы сотрудничества, обмениваться практиками, развивать лидерские качества и получать обратную связь. Они могут расширять профессиональные сообщества, проверять гипотезы и формировать команды с уникальными компетенциями.


Возмещение инвестиций*

*Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства»

В 2022 году в целях привлечения внебюджетного финансирования в создаваемые университетские стартапы принята Программа возмещения инвестиций частным инвесторам (бизнес-ангелам). Общий размер возмещения, на который может претендовать инвестор, не может превышать 50% инвестиций и 100% суммы налога на доходы физических лиц, уплаченной инвестором за 3 предшествующих года, при этом максимальная сумма возмещения одному инвестору за осуществление инвестиций в один стартап не может превышать 20 млн рублей.

Минимальный объем инвестиций – не менее 0,5 млн рублей. Инвесторы могут выбирать удобную форму инвестиций: вклад в капитал, имущество, акции или конвертируемый заем. Они становятся акционерами или собственниками проекта и получают прибыль от его деятельности. Программа позволяет инвестировать не только в резидентов Фонда «Сколково», но и в перспективные университетские стартапы. Ограничений на количество инвестируемых стартапов нет.


Информация о десятилетии науки и технологий
в Российской Федерации
Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. Его основные цели - привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки. Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий.
Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий – на сайте наука.рф Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».

1266