Юрий Волков: «Импульс к учебе в МИФИ дал лицей»
Мы продолжаем публиковать интервью с выпускниками университетского лицея 1511, 40-летие которого будет торжественно отмечаться 29 октября. Наш собеседник – доцент Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ, кандидат технических наук Юрий Николаевич Волков.
- Скажите, как вы попали в лицей?
- У меня с лицеем, как и с МИФИ, связана семейная история – отец работал в университете на кафедре №9, и с какого-то момента он начал настаивать, чтобы я присмотрелся к лицею. Потому-то в 10 класс я и поступил в лицей – папа настоятельно рекомендовал, чтобы я не занимался ерундой в обычной школе и готовился к институтской жизни.
- В чем, по вашему ощущению, была разница между обстановкой в обычной школе и в лицее?
- Разница была кардинальная. Например, она заключалась в том, что в обычной школе учителя были в основном дамы, а в лицее почти поровну - и мужчины, и женщины, кажется, даже больше мужчин. Но главное - у меня было чувство, что до этого в школе я не учился вообще - в лицее оказался совсем завален заданиями. Правда, потом, когда я поступил в МИФИ, у меня опять появилось схожее чувство. Все-таки школа - это школа, а в МИФИ началась студенческая жизнь, а это уже совсем другое.
- Трудно было?
- И трудно, и увлекательно. Лицей 1511 - удивительное место, где высока концентрация интересных людей. Если в обычной школе я был отличником, лучше всех, то в лицее оказался где-то в середнячках. И, повторюсь, все люди были интересные, они и хорошо учились, разбирались в физике, математике, программировании, а еще и занимались спортом. В лицее по сравнению со школой началась совсем другая жизнь. И я очень благодарен своему отцу за то, что он направил меня в лицей.
- Можно ли сказать, что лицей подготовил вас к поступлению в МИФИ?
- Тогда еще не было ЕГЭ, он только начинался. Мы проходили тестирование по типу ЕГЭ, но это было чисто разминочное упражнение, официального экзамена еще не было. Поэтому фактически нас готовили к первому курсу, и к первому семестру я был настолько готов, что даже, расслабившись, получил на первом экзамене по физике тройку. Больше себе я таких послаблений не позволял и окончил университет с красным дипломом. Потом я долго и мучительно пересдавал эту тройку, но все же ее исправил. Импульс для этого несомненно дал лицей.
- Можно ли сказать, что лицей дал какие-то навыки для научных исследований?
- Вопрос, как понимать научные исследования. К тому же, надо разделять технические и soft skills. Структура обучения в лицее копирует обучение в институте. Были сдвоенные академические пары, были те же самые лабораторные работы - мы готовились к ним как настоящие студенты. Тут, конечно, всегда важно хорошее объяснение, а значит, все зависит от преподавателей, и преподаватели были достаточно хороши. Именно поэтому я пошел потом в институт и выбрал кафедру физики реакторов. Это уже нельзя объяснить влиянием отца, потому что у него, возможно, были какие-то свои представления о том, куда надо идти. Но то, что у меня не было отвращения ни к физике, ни к математике - это объясняется атмосферой, социализацией и обучением в лицее. Плюс в лицее очень хорошо обучали программированию.
- Вы поддерживаете отношения со своими одноклассниками?
- Долгое время поддерживали. Мы много пересекались на базе «Волга». Но сейчас все немного разъехались, тем более, что была пандемия. Но, я надеюсь, будут юбилейные торжества - и я со многими встречусь.