ФБИУКС провёл очередное заседание семинара «Бизнес-информатика и цифровое управление в целях устойчивого развития»

01
марта
2021

26 февраля в дистанционном формате на четырех  площадках — в НИЯУ МИФИ, Финансовом университете  при Правительстве России, Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева и Карагандинском государственном университете им. академика Е.А. Букетова — состоялось очередное заседание  форсайт-семинара с международным участием  «Бизнес-информатика и цифровое управление в целях устойчивого развития». Двумя главными тематическими блоками, которые были рассмотрены  на семинаре, стали цифровизация образования и  перспективы введения нового формата национальной валюты -  «цифрового рубля».

Открывая форсайт-семинар, декан ФБИУКС Александр Путилов сделал вводное сообщение об  устойчивом развитии и участии России в целом и Госкорпорации «Росатом» в частности  в реализации этого общемирового тренда экономического, экологического и социального прогресса. 17 целей мирового устойчивого развития, утвержденные несколько лет назад Генеральной ассамблеей ООН, содержат и образовательную и экономическую составляющую. При сопоставлении этих целей с современными возможностями сквозных цифровых технологий, которые способствуют их достижению, очевидна необходимость координации этой деятельности, организация образовательного и экспертного сопровождения.

О новых нормативных актах по показателям и индикаторам цифровой трансформации образовательной деятельности и переходу к цифровой экономике в сфере высшего образования рассказал доцент кафедры № 83 Павел Колыхалов. В его докладе было подробно представлено «дерево» решений по оценке уровня цифровизации: от указа Президента России от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и до конкретных приказов Минэкономразвития России, последний из которых был датирован январем 2021 года. В частности, в методических указаниях есть показатель: «число принятых на обучение по программам высшего образования  в сфере ИТ за счет ассигнований федерального  бюджета». И тут же приводятся 23 направления подготовки, которые относятся к этому показателю, что существенно превышает традиционные  представления о направлениях подготовки в области информационных технологий, это следует учитывать при планировании приема и в целом в образовательной практике. В выступлениях участников форсайт-семинара прозвучали суждения о необходимости детального изучения приведенных в докладе показателей и индикаторов, предварительных оценок состояния цифровой трансформации образовательного процесса, прогнозирования перспектив их поэтапных изменений.

Второй тематический блок,  рассмотренный участниками семинара, был представлен в докладе профессора кафедры № 72 Виктора Абрамова «Перспективы введения  новой формы денег «цифровой рубль»  и ожидаемые последствия». В конце октября 2020 года Центральный банк России  опубликовал концепцию цифрового рубля, первые отзывы уже подвергаются анализу, ожидается детальное обсуждение этой концепции в первом полугодии текущего года. Были приведены данные о мировом опыте формирования государственных цифровых валют. Так, Китай начал разрабатывать цифровой юань в 2015 г. и уже с 2020 г. активно его тестирует. Евросоюз планирует запустить «цифровой евро» в конце 2021 г., США, Великобритания, Южная Корея и ряд других стран прорабатывают аналогичные шаги. Выступление научного руководителя факультета международных экономических отношений Финансового университета профессора Александра Ильинского было посвящено опыту, который изучается на мировом уровне экономических отношений. Подчеркнуто, что необходимо уделять должное внимание экономическому анализу, а также целесообразно скоординировать совместные усилия участников семинара, которые можно охарактеризовать как «цифровое финансовое просвещение». И студенты, и аспиранты, и преподаватели  должны получать актуальную информацию о перспективах введения новой формы денег, положительных аспектах и рисках такой трансформации. Формы такой просветительской деятельности можно еще обсуждать, но необходимость этой работы была признана всеми участниками форсайт-семинара. Представители университетов Республики Казахстан высказались за развитие такой просветительской деятельности на Евразийском экономическом пространстве.

Намечены направления дальнейшей работы семинара, подчеркнута ориентация на актуальность и масштабность подлежащих рассмотрению вопросов. Очередное заседание форсайт-семинара  запланировано провести в конце марта.

57