В НИЯУ МИФИ обсудили насущные проблемы атомного образования

01
декабря
2022

Круглый стол «С опорой на историю в будущее атомной отрасли через образование и аналитические исследования», приуроченный к 80-летию университета, прошел в НИЯУ МИФИ 25 ноября. Дискуссия, организованная под эгидой «Ядерного общества России» при поддержке Музея мировой атомной энергетики и Экспертного совета ЦАИР Росатома, была посвящена проблемам отраслевого образования. Соведущими выступили главный координатор ММАЭ и «Ядерного общества России» Сергей Кушнарев и первый проректор НИЯУ МИФИ Олег Нагорнов.

Сергей Кушнарев, Геннадий Скляр, Владимир Шевченко и Олег Нагорнов открывают мероприятие

Открывая круглый стол, ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко призвал всегда находить в образовательном процессе баланс между знаниями – в том числе и по истории атомной отрасли – и практической ориентированностью учебы.

Его поддержал председатель Попечительского совета Фонда содействия работе Музея мировой атомной энергетики, депутат Государственной Думы ФС РФ Геннадий Скляр, подчеркнувший, что «сегодня Россия становится лидером в строительстве объектов атомной энергетики по всему миру, которые нуждаются в специалистах, а Росатому поручаются все новые и новые темы – значит, отрасль будет ждать новых молодых профессионалов из НИЯУ МИФИ».

Заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» Юрий Оленин в своем приветствии собравшимся отметил, что «историческая общность задач наших организаций диктует необходимость совместных усилий для развития перспективных тем в интересах отрасли и атомного образования».

 

Кадры под конкретные потребности отрасли

Первой темой обсуждения стала проблема подготовки кадров для замыкания ядерного топливного цикла (проект «Прорыв»). Руководитель научного отдела проекта «Прорыв» Юрий Хомяков напомнил, что «энергетике придется переходить на новые технологии, которых пока еще в мире нигде нет, а это серьезнейший вызов, и на него надо отвечать кадрами». Новые теплоносители, замкнутый цикл, перспективное плотное и ликвидное топливо, новые конструктивные материалы, плазмохимические препараты, радиохимия и технологии переработки ОЯТ, новые концепты и нормы экологии, роботизация радиационно-опасных производств, создание цифровых двойников ядерных объектов, система кодов нового поколения, разработка быстрых реакторов БРЕСТ-ОД-300, коммерциализация технологий РБН и ЗЯТЦ – вот те задачи, которые в ближайшем будущем предстоит решать выпускникам ядерного университета.

 

Однако подготовка кадров – дело не только вуза, но и предприятий отрасли. Об этом сказал заместитель директора Института ядерной физики и технологии НИЯУ МИФИ, профессор Георгий Тихомиров: «К подготовке кадров надо активнее привлекать лучших экспертов и ученых Ростатома, а практика студентов, магистрантов и аспирантов должна быть ориентирована на конкретные задачи проекта «Прорыв», тем более что НИЯУ МИФИ располагает уникальными компетенциями именно под этот проект. Необходимо увеличение кадровых заказов от предприятий».

Нам придется соревноваться с Китаем – так считает научный руководитель проектного направления «Прорыв» Евгений Адамов. Проект ядерного реактора третьего поколения «Хуалун» уже введен в эксплуатацию в Китае, и это свидетельствует об огромном темпе, взятом китайскими коллегами. «Сумеем ли мы выиграть эту гонку – вот вопрос. Нам надо по крайне мере сохранить лидерство там, где оно у нас уже есть, – в создании цифровых двойников объектов, компьютерном моделировании, которое позволяет решать инженерные и теплофизические задачи в цифровых моделях», – настаивал Адамов. Но на этом пути есть свои препоны: удушающие силки нормативной базы. «Выходом из создавшейся ситуации здесь также представляется моделирование: нужно переходить к оцифрованным нормативам, где экспертиза превратилась бы полностью в автоматическую функцию. Оцифровка – это огромное поле деятельности для привлечения молодых кадров, в чем отрасль возлагает большие надежды на НИЯУ МИФИ», – так закончил Евгений Адамов свое выступление.

Участники круглого стола за работой

За подержание ценности научного поиска в глазах студентов выступил научный руководитель НИОКР проекта «Прорыв» Валерий Рачков: «К сожалению, для многих из них научная компонента не на первом месте: мол, важно оставить только инженерно-эксплуатационную историю. Но это неверно – и тактически, и стратегически!» Его поддержал Владимир Шевченко, указав, что нужно резко усилить пропаганду научных достижений: «Студенты мало знают об истории отрасли, и это тоже вызов для нас».

 

Умение анализировать – ключевой навык

Второй ряд проблем, обсуждавшихся на круглом столе, был связан с возрастающей ролью аналитики в отрасли. Тон и направление обсуждению задал директор отраслевого Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР) ЧУ «Наука и инновации» Павел Птицын. Рассказывая о работе ЦАИР, спикер подчеркнул, что «развитие отраслевой аналитики невозможно без открытых дискуссий, в то время как в отрасли пока сохраняется авторитарный режим, практически исключающий их, – это мешает аналитике стать реальным инструментом работы в определении стратегических приоритетов атомной отрасли». Особые надежды и тут возлагаются на НИЯУ МИФИ: докладчик предложил создать в вузе специальный курс по аналитике, чтобы студенты учились использовать актуальную аналитическую информацию уже в учебном процессе.

В ответ доцент ИМО НИЯУ МИФИ Владимир Кучинов разъяснил, что в учебном процессе в обязательном порядке используется аналитика, студентам вуза с первых курсов прививается умение находить полезную информацию в море фактов в Интернете. «Но информация – это лишь осведомленность, а не знание и опыт – поэтому важно нагружать студентов практической деятельностью на предприятиях, без отвлеченности. Пока что предприятия не ставят им конкретные задачи, поэтому студенты не понимают свое место в отрасли, не представляют свою роль», – заключил Кучинов. Он также предложил создать пул научных консультантов для студентов.

Директор центра международных информационных обменов и анализа информации ОАО «ЭНПРАН» Вячеслав Куприянов сетовал, что данные информационных систем МАГАТЭ (ИНИС) используются в нашей стране в разы меньше, чем в США (соотношение запросов: 280 000 из США и 39 000 из России): «У нас просто нет среды, в которой это принято, студенты толком не понимают, что такое аналитика, они думают, что это просто сбор информации. Необходимо вовлекать их в составление обзоров по современному состоянию различных направлений отрасли, это должно быть частью учебного процесса».

Оживленные дискуссии в процессе работы круглого стола

О том, какие образовательные методики лучше всего воспринимают сегодня студенты, рассуждал начальник отдела стратегических исследований НИЦ «Курчатовский институт» Станислав Субботин: «Нужно переходить от привычной парадигмы «что делать?» к парадигме «как научиться думать?». У современной молодежи хорошо происходит восприятие через образы – возможно, что через это и надо начинать взаимодействовать с ними».

Ему возражал профессор НИЯУ МИФИ Николай Максимов, утверждавший, что образы не работают без понятий. Студенты сегодня зачастую продвинуты в информационных технологиях, но не сильны в базовых понятиях. «Без умения разбираться в проектной документации сбор данных для аналитики не имеет смысла», – подчеркнул Максимов.

В заключение обсуждения этой темы советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» Владимир Артисюк выступил с предложением создать отраслевой семинар по аналитике с участием ИМО НИЯУ МИФИ и ИНИС МАГАТЭ – и застолбить здесь приоритет ядерного университета.

 

Музей как помощник вуза

Третья тема дискуссии была сформулирована так: «История и ветераны атомной отрасли – золотой фонд в передаче опыта достижений отрасли для будущего развития атомного образования (в том числе музейная работа для воспитания подрастающего поколения)».

Насущной необходимостью назвал главный координатор Музея мировой атомной энергетики Сергей Кушнарев цифровизацию музеев отрасли и активное привлечение к работе музеев ветеранов атомной промышленности, а также поиск активных студентов для исследований в наших музеях.

Однако студентов, скорее всего, не увлекут сухие факты, к скучному изложению которых в музеях все давно привыкли, – это не вызывает отклика у молодежи. «Возможно, именно поэтому история атомной отрасли для студентов сегодня – «черный ящик», они не понимают, почему ее создание было настоящим трудовым подвигом, – говорил сотрудник Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ, готовящий предложения по развитию музея МИФИ, Вадим Федоров. Мне кажется, что через систему необычных и связанных друг с другом историй каждого экспоната в наших музеях можно сделать их действительно интересными для студентов».

Именно эмоциональное воздействие поможет воспитывать у студентов сакральное, трепетное отношение к экспонатам в наших музеях, считает директор Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Алексей Ларионов (о. Родион). И тогда музеи естественным образом станут частью обучающей среды, и студентов будет легче привлекать к системной исследовательской работе в них.

С предложением собрать отдельное совещание по всем аспектам развития музея НИЯУ МИФИ выступил ветеран университета, один из основателей нашего музея Лев Патрикеев. Комментируя обсуждения предыдущего раздела, он поддержал идею Вячеслава Куприянова и предложил ввести в учебные планы обязательное реферирование и обзоры новых статей, с которыми студенты регулярно выступали бы на занятиях.

Каким будет музей МИФИ уже в ближайшем будущем, рассказала начальник управления внешних коммуникаций и профориентации Светлана Ганат. Она представила собравшимся планировочные решения экспозиции в проекте музея НИЯУ МИФИ, в которых должны активно использоваться цифровые технологии.

Руководитель ИАТЭ НИЯУ МИФИ (г. Обнинск) Алексей Панов также говорил о методах интеграции музейной работы в образовательный процесс. Рассказал он и о развитии научного туризма на примере Обнинска. Кстати, к 80-летию НИЯУ МИФИ 28 ноября в ИАТЭ состоялось открытие третьей очереди Музея мировой атомной энергетики, включающей и студенческую лабораторию ММАЭ. Последнее событие – важный позитивный и наглядный пример реального включения музея в исследовательскую деятельность студентов.

В открытии 3-й очереди Музея приняли участие Геннадий Скляр, Сергей Кушнарев, Алексей Панов и заместитель руководителя Администрации Обнинска Татьяна Попова

421