Студенты Высшей инжиниринговой школы посетили Курскую АЭС-2

01
марта
2023

Валерия Екимовская, учащаяся первого курса магистратуры Высшей инжиниринговой школы по направлению «Информационные системы и технологии», и Виктор Черкасский, студент 1 курса направления «Системный анализ и управление» уже трудоустроены в АО АСЭ на должность инженеров.  В рамках учебной практической деятельности они участвуют в реальном индустриальном проекте Инжинирингового дивизиона ГК «Росатом» – «Умная стройка».

Проект выполняется на базе Цифровой лаборатории АСЭ под руководством выпускника ВИШ Степана Клятецкого. Задачи лаборатории – апробировать новые цифровые технологии для возможностей их применения на площадке строительства атомных электростанций с целью цифровизации процессов контроля строительства, мониторить текущее состояние процессов строительства. В итоге – создать цифровой двойник строительной площадки.

В лаборатории уже создано несколько пилотных проектов по апробации технологии интернета вещей, LTE и мобильных устройств (планшетов, раций) для возможности их использования на строительной площадке в закрытом контуре. В обычном понимании связи на площадке нет из соображений безопасности. Сейчас инициируется проект по созданию частной закрытой корпоративной сети по технологии LTE, которая будет подключаться к внутреннему контуру информационных сетей АСЭ, для возможности доступа к информационным ресурсам, которыми пользуются сотрудники на площадке и сотрудники офиса.  А также для возможности передачи информации в систему в режиме онлайн.

Реализован небольшой пилот с интернетом вещей. Несколько автомобилей оборудовано системами мониторинга и сбора информации о текущем состоянии автомобиля, о режимах его работы, в том числе об уровне топлива и о путях передвижения. Оценочный прогноз полномасштабного внедрения такого проекта на протяжении всего времени строительства дает огромную экономию средств.

Пилотируется проект по цифровому контролю персонала на стройплощадке. На большой площади в несколько квадратных километров одновременно находится несколько тысяч человек. Сначала они проходят через систему контроля доступа, и этот факт фиксируется.  Но с этого момента пока оперативно (онлайн) не отслеживается, что человек делает дальше. Сейчас пилотируется несколько технологических решений контроля действий персонала. Одна из задач – контроль индивидуальных средств защиты, с помощью системы видеоаналитики.  Еще одна система – мониторинг по блютуз-меткам. На площадке устанавливаются маячки, определяющие зону локации, а у сотрудников есть метки, снабженные акселерометром, которые можно носить как браслет, или прикрепить к каске, или зафиксировать каким-либо другим образом. По этой метке фиксируется зона, в которой находится человек, и пути его передвижения. При первом исследовании стало понятно, что часть меток перестают двигаться. Уснул ли рабочий, или просто снял метку – пока непонятно, и нужно совмещать данную систему с видеоаналитикой.

Также человека можно идентифицировать с использованием цифровых маркеров на рабочей одежде. Например, это можно увидеть на следующем изображении, где в качестве испытуемого выступает идентифицированный по ФИО сотрудник.

Для погружения в тематику проекта студентам необходимо было изнутри изучить процессы на объектах Курской атомной станции.

Подготовка к командировке молодых сотрудников-магистров проходила долго, так как АЭС является закрытым объектом. Сначала студенты получили допуск на стройплощадку, в Курске они прошли ряд инструктажей по безопасности. Магистрам удалось увидеть процесс строительства атомной станции изнутри, они посетили реакторное и турбинное отделения. Во время нахождения на объекте их сопровождал руководитель учебного проекта, Бондаренко Олег Николаевич, руководитель Цифровой лаборатории АО АСЭ. Он не раз бывал на площадке строительства Курской АЭС-2, в эту поездку он сопровождал студентов и подробно рассказывал им о технологических процессах на станции.

Данные знания помогут магистрам определить точные этапы процесса строительства АЭС, для которых необходимы цифровые решения, а в дальнейшем приступить к их разработке на платформе Multi-D.
Студенты уже давно изучают проект «Умная стройка». Им удалось принять участие в совещаниях с 8 разными отделами, задействованными на проекте строительства Курской АЭС-2, сформулировать концепцию модернизации и внедрения цифрового решения для системы документооборота на стройплощадке. Благодаря поездке на объект они смогли увидеть масштабные сооружения и конструкции, которые до этого проходили только в теории.

АО АСЭ – партнер Высшей инжиниринговой школы. Студенты первого и второго курса магистратуры ВИШ осваивают цифровые технологии не только в учебных аудиториях, но и в рамках практической деятельности.

89