Передовые инженерные школы должны ставить амбициозные цели

25
апреля
2024

С 24 по 26 апреля в Татарстане на площадках научно-образовательного центра «Высшая школа нефти» (Алметьевск) и ПАО «КАМАЗ» (Набережные Челны) проходит трехдневный семинар-совещание Передовых инженерных школ «Кадровое обеспечение технологического суверенитета». В мероприятии приняли участие министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко, представители передовых инженерных школ, вузов, органов власти и высокотехнологичных компаний.

Выступление Валерия Фалькова

 

Участники семинара подводили итоги за год, обменивались опытом реализации проекта, а также обсуждали роль передовых инженерных школ в обеспечении технологического суверенитета страны.

«У нас реализуется масштабный проект – передовые инженерные школы, – сказал Валерий Фальков, выступая на семинаре. – Он направлен на решение простой задачи – подготовки высококвалифицированных инженеров. Наша жизнь стремительно меняется, мы на пороге нового технологического уклада. Через эти школы мы трансформируем инженерное образование».

На экспертной сессии «Кадры для современной инженерии» ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко выступил с докладом «Передовые инженерные школы – полигон новых моделей современного образования. Опыт и проблемы».

В своем докладе Владимир Шевченко сказал, что сегодня решается судьба русской инженерной школы. Ее высшими достижениями в ХХ веке были советские атомный и космический проекты.  Какими достижениями отечественные инженеры смогут заявить о себе в XXI веке?

Ректор НИЯУ МИФИ подчеркнул, что речь должна идти не только о технологическом суверенитете, но и о глобальном технологическом лидерстве. Имеет значение сама постановка амбициозной цели, даже если ее не удастся достигнуть в полной мере.

Владимир Шевченко отметил, что подготовка высококлассных инженеров начинается еще в школе, причем не только в 10-11 классах, но и гораздо раньше. Хотя сегодня проект «Передовые инженерные школы» ориентирован на магистратуру, но есть основания надеяться, что он повлияет также на инженерное образование на уровне бакалавриата и также на довузовскую подготовку в системе среднего образования. Предполагается и положительное влияние проекта на участвующие в нем компании.

Ректор НИЯУ МИФИ выступил также в качестве модератора на панельной дискуссии «Динамика развития передовых инженерных школ: взгляд экспертов» и на круглом столе «Лучшие практики передовой инженерной школы».

Открывая круглый стол, Владимир Шевченко отметил сложность и неочевидность вопроса о том, какие практики можно считать лучшими – например, идут дискуссии, должен ли инженер знать сопромат, который уже «зашит» в современных компьютерных системах инженерного проектирования.  Именно поэтому становится важным, что каждый из участников дискуссии считает лучшей практикой.

Выступление Владимира Шевченко

 

Ректор НИЯУ МИФИ обратил внимание на то, что некоторые работодатели отказываются бороться за самых способных выпускников, полагая, что гении уедут трудоустраиваться за границу, предпочитая «крепких середнячков».  Владимир Шевченко подчеркнул значение участия в глобальной конкуренции за таланты и указал на необходимость поддержания «рамки», которая не даст отечественным проектам скатиться в провинциальность.

Тему продолжил руководитель Методического центра «Передовые инженерные школы» НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров.  По его словам, общая задача – в рамках каждого проекта передовой инженерной школы найти что-то, что можно было бы предложить всем. «Давайте придумывать то, что реально изменит положение дел», – предложил Георгий Тихомиров. При этом, по мнению ученого, важнейшая задача проекта – добиться, чтобы талантливые ученики в будущем устраивались на работу в компании партнеров и оставались там работать на долгие годы.

 

239