
В Институте ЛаПлаз воспитывают будущих инженеров
Уже третий год подряд в лабораториях и аудиториях Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ можно увидеть десятки школьников: для них проводится программа «Инженерные каникулы» и организуется проектная деятельность.
В дни школьных каникул десятки школьников приезжают в МИФИ, чтобы пройти специальную программу «Инженерные каникулы», знакомящую подростков с методами научных исследований и инженерных разработок.
Продолжительность программы – 16 академических часов.
Авторы программы подошли к ее наполнению со всей ответственностью. Начальная подготовка инженеров – это не только специальные знания, которые, в сущности, будущие инженеры получают уже в университете, но и умение планировать, анализировать, оптимизировать, делать выводы, представлять свои результаты – реализовывать проект.
В МИФИ юных гостей сначала ждет лекция, в которой разъясняются принципы работы научной или инженерной команды.
После этого учащиеся делятся на команды, каждой из которых дается техническое задание – спроектировать микрорайон с определенными типами домов, площадью, демографической ситуацией. Пользуясь этими данными, юным проектировщикам необходимо рассчитать градостроительные параметры территории и провести оптимизацию инфраструктуры: какое количество, домов, школ, больниц и других социальных объектов должен включать микрорайон, как должно быть распределено население по его территории, причем ребятам нужно предварительно провести реальные расчеты. Итог работы команды – готовая схема микрорайона.
Полученные проекты надо защищать перед экспертами. И, конечно, школьников ждет экскурсионный тур по лабораториям Института ЛаПлаз, научно-популярная лекция, мастер-классы в лаборатории сверхпроводимости, Лазерном центре и ФабЛабе, где будущих инженеров знакомят, например, с процессом лазерной гравировки и работой на 3D-принтере.
В нынешнем учебном году на «Инженерных каникулах» в ЛаПлазе уже побывало больше 400 школьников.
А параллельно с этим в ЛаПлазе руководят проектной деятельностью десятиклассников, которые учатся в инженерных классов московских школ (для них защита своего инженерного проекта является обязательной частью учебы).
Ежегодно эксперты МИФИ рассматривают порядка 130 школьных проектов, авторами которых являются более 450 юных инженеров.
МИФИ предлагает учащимся список тематик, по которым они могут разрабатывать свои проекты (список не обязательный, школьники могут предложить и свои идеи). Команда юных инженеров должно представить действующую модель разрабатываемого устройства или результаты проведенного по всем правилам научного исследования. Чтобы изготовлять прототипы и проводить эксперименты МИФИ предоставляет инфраструктуру: в условленное время школьники приезжают в университет, где могут пользоваться станками, 3D-принтерами и другим оборудованием.
По словам руководителя отдела организационного планирования и международного сотрудничества Института ЛаПлаз Алексея Соловьева, некоторые созданные школьниками проекты поражают своей зрелостью и сложностью. Например, прототип ультразвукового огнетушителя реально может потушить пламя зажигалки, мини-ветряки можно устанавливать за окном и они просто в силу своей геометрии всегда поворачиваются навстречу ветру, а измельчитель отходов прекрасно справляется со своей задачей, работая на энергии льющейся из водопроводного крана воды. А вот пример научного исследования, проведенного школьниками: установление зависимости прочности цемента от частоты вибрации, на фоне которой цемент застывает. Было доказано, что чем более высокая частота колебаний воздействует на застывающий цемент, тем прочнее он становится.
Все эти программы финансируются грантом Департамента образования Москвы, который Институт ЛаПлаз НИЯУ МИФИ выигрывает уже третий год подряд. Следующий конкурс на распределение грантов пройдет в сентябре 2025 года.