
Вадим Радаев: студенты не читают, не задают вопросы и требуют картинок
В Издательском доме ВШЭ уже третьим изданием вышла книга социолога Вадима Радаева «Преподавание в кризисе». Третье издание за три года – это о чем-то говорит, тема книги чрезвычайно актуальна. Автор пишет о новых поколениях студентов, которые совсем не такие, как раньше.
Материал подготовлен для рубрики «Читаем вместе».
Чем же, по мнению автора книги, отличаются современные студенты?
Они не готовы читать и разбирать сложные академические тексты. У них сформировалось иное отношение к тексту — не как к источнику сокрытого в его недрах смысла, который ещё нужно из него добывать непосильным трудом, а как к источнику информации, которая должна быть очищена, нарезана, упакована и готова к употреблению, подобно продуктам в супермаркете.
Студентам нового поколения не требуется накапливать культурный багаж, поскольку источники многочисленны, открыты и, главное, запоминать сегодня ничего уже не требуется, все находится под рукой и отыскивается в любой момент в пару кликов. Излишняя память способна даже мешать аналитическому мышлению.
Частным проявлением изменившегося отношения к обучению оказывается неумение и нежелание задавать какие-либо содержательные вопросы. Зачем спрашивать, если можно погуглить?
Вадим Радаев также отмечает, что новое поколение, привыкшее к красотам интернета, предъявляет иные требования к упаковке учебного материала. Сейчас преподавателям во время лекций не достаточно опираться лишь на слуховое восприятие. Новое поколение — люди визуальной культуры. Раньше слайды содержали преимущественно выдержки из текстов. Сейчас на их место все чаще приходится ставить картинки. А следующий шаг, который от нас ожидается, будет вызван отторжением статичных картинок и требованием видео или хотя бы какой-то анимации.
По мнению автора, одна из самых сложных проблем преподавания в наше время связана с тем, что всё труднее удерживать постоянно ускользающее внимание аудитории. Например, студенты сидят в гаджетах. Преподаватель становится жертвой так называемого фаббинга (phubbing) — игнорирования собеседника ввиду постоянного отвлечения на смартфон.
Размываются мотивации студента. В прежние времена студенты (по крайней мере, лучшие из них) чётко знали, чего они хотят, и настойчиво шли к поставленным целям. Новые поколения студентов оказались в ситуации множественного выбора. В результате попыток успеть и попробовать как можно больше возникает отказ от линейных траекторий и периодические метания между траекториями. У молодых людей снижается лояльность к выбранному делу или профессии
Дополнительное давление на преподавателей порождается растущим прагматизмом студентов, которые всё больше требуют прикладных знаний, чтобы их можно было применять — немедленно или в ближайшей перспективе.
А вы согласны с такими оценками? Подвержен ли студенты МИФИ действию этих трендов?
Высказывайте свои мнения в комментариях в телеграм-канале НИЯУ МИФИ.