Предложены проекты изменения образовательной модели МИФИ

28
июля
2025

Всю предыдущую неделю несколько десятков ведущих сотрудников МИФИ при поддержке консалтинговой компании CUSTIS работали над предложениями по изменению образовательной политики и образовательной модели МИФИ. Было сформировано несколько рабочих групп, отвечающих за работу со школьниками, базовое высшее образование, аспирантуру и магистратуру+ДПО. В минувшую пятницу представители рабочих групп выступили с презентациями, в которых содержались итоговые предложения.

 

 

Школьная корпорация

Результаты работы группы, отвечающей за работу со школьниками, презентовал заместитель ответственного секретаря Приемной комиссии МИФИ Алексей Егоров. В ходе работы группы родилась блестящая и амбициозная идея создания так называемой «Школьной корпорации МИФИ». Суть проблемы, которую должен решить данный проект, заключается в том, что если МИФИ хочет сохранить и усилить свою позицию одного из лучших технических университетов России и мира, он должен привлекать все больше талантливых абитуриентов, а это будет все труднее вследствие демографического спада. Сегодня, по данным авторов презентации, существующая система работы со школьниками – университетские лицеи, олимпиады, курсы – позволяет привлечь ежегодно около 500 талантливых абитуриентов, что в 5 раз больше, чем 10 лет назад. Однако, в будущем число поступающих в МИФИ талантов надо будет увеличить как минимум до 3000, и этого вряд ли удастся добиться механическим увеличением числа олимпиад и курсов. Выход заключается в создании системы онлайн-образования (наподобие онлайн-школы «Фоксфорд»), в который бы единовременно учились около 100 тысяч детей и подростков, в которой бы работало порядка 900 учителей и годовая выручка которой составляла бы около 10 млрд рублей в год. Внутри этой образовательной корпорации МИФИ должен развивать элитную часть – систему работы с наиболее талантливыми школьниками, которых будут готовить к поступлению в университет. Важно, что работа с талантами, по мнению авторов доклада, должна базироваться не на учебных предметах, а на «доменах», что означает: МИФИ учит не физике, а готовит покорителей космоса, МИФИ учит не информатике, а готовит укротителей искусственного интеллекта.

 

 

Выпускники станут дирижерами

В презентации рабочей группы, отвечающей за базовое высшее образование, которую представлял начальник учебного отдела кафедры конструирования приборов и установок Игорь Юдин, прежде всего отмечалось: университет должен стремиться к тому, чтобы его выпускники были «дирижерами» научных и научно-технологических проектов, умеющими собирать команды и компетентно ими управлять. Для этого МИФИ нужны особые абитуриенты, у которых кроме таланта, эрудиции и кругозора есть и специфические качества – отсутствует синдром отличника, нет склонности к одиночеству и есть опыт командной работы.

Подготовка такого выпускника должна быть организована так, чтобы студент не боялся совершать ошибки, умел решать нестандартные задачи, запускать проекты и даже получал опыт научного руководства – для этого должна быть выстроена «лестница», когда аспиранты руководят старшекурсниками, а старшекурсники- студентами младших курсов. Соответственно, в университете должна быть такая система оценки деятельности студентов, которая бы не наказывала их за ошибки, и при этом поощряла выходит за всяческие рамки.

В основе образовательного процесса должен лежать командный междисциплинарный проект. С каждым следующим курсом все меньше времени студента будет занимать академическая учеба и все больше – проектная работа, со все большей долей реальных задач; на 6 году обучения речь пойдет исключительно о проектной работе. И конечно, чтобы междисциплинарный проекты могли реализоваться, для них должны быть выделены время в расписании, соответствующая инфраструктура и даже помощь в виде продвижения и пиара.

Задачей преподавателей в идеальной образовательной модели должно быть формирование целостного образовательного результата, а не просто «прочитать курс». А кроме преподавателей должны быть наставники, обладающие навыками междисциплинарной работы и контролирующие групповую динамику.

 

 

Звезды учатся у звезд

Итоговый доклад об аспирантуре представлял заместитель директора Института ядерной физики и технологий Георгий Тихомиров. Какова задача аспирантуры в новой системе образования? По мнению авторов доклада, выпускник аспирантуры должен выполнять одну из пяти функций:

  • исследователя мирового уровня;
  • преподавателя;
  • разработчика сложных инженерных систем;
  • аналитика технологических трендов;
  • технологического предпринимателя.

В аспирантуре должен действовать принцип «звезды учатся у звезд»: лучшие преподаватели учат лучших аспирантов – и учатся у них. Аспиранты-«звезды» должны участвовать в научных группах топ-уровня, что предполагает регулярные научные публикации, доклады на конференциях и командировки в зарубежные научные центры. Предлагается процедура аттестации таких научных групп, а критериями при аттестации будут процент аспирантов, защитивших диссертации, сохранность контингента аспирантов, суммарный доход от НИОКР. Авторы презентации мечтают о создании таких институций как акселератор научных групп и внутренние гранты для них. Еще одна мечта: создание Службы поддержки аспирантов, располагающей фондами для поездок на конференции, а также помогающей с публикациями и защитой. В качестве административной поддержки процесса защиты диссертаций предлагается создание службы одного окна для подготовки документов.

К аспиранту предъявляются серьезные требования – это и получение научных результатов, обладающих новизной, и руководство студентами: на 1 курсе аспирантуры от аспиранта ждут руководства бакалаврами, а на втором – руководство магистрами.

Особенно интересной идеей рабочей группы стал тезис о формировании особой культуры аспирантской жизни, элементами которой, должны, кроме прочего, стать взаимодействующее внутри себя сообщество аспирантов МИФИ, наличие у аспирантского сообщества собственного пространства, в также проведение школ, конференций и семинаров прицельно для аспирантов.

 

Клуб технических директоров

Последняя, четвертая, группа отвечала за предложения в сфере магистратуры (в новой, постболонской системе образования), результаты ее работы представлял заместитель директора ИЯФиТ Максим Делов.

Доклад исходил из того, что в ближайшем будущем появится целый ряд разных видов магистратуры (специализированного высшего образования): исследовательская магистратура со сквозным треком «магистратура — аспирантура», однолетняя производственная магистратура, корпоративная магистратура.

Отдельное внимание в презентации уделялось магистратуре MR&DA (Master of Research and Development Administration – магистров по управлению исследованиями и разработками), куда принимаются абитуриенты с большим опытом участия в научных проектах, и выпускники которой, входя в закрытый клуб СТО (Chief Technology Officer - главных технических директоров), способны создавать продукты на основе технологий будущего и узнаваемы на уровне правительства, министерств, госкорпораций и лидеров технологического развития. Предполагается, что руководство программой такой магистратурой будет осуществляться не только на уровне университета, но и на уровне правительства, и будет введена особая должность технического директора программы.

Единый трек магистратуры-аспирантуры, неким прообразом которого мог бы служить существовавший ранее в МИФИ специальный факультет физики, должен готовить будущих профессоров МИФИ и основателей научных школ. Предполагается, что данный тип аспирантуры будет работать в тесном взаимодействии с эндаументом и проектом кадрового резерва МИФИ.

 

 

 

Все предложения рабочих групп будут дорабатываться силами компании–консультанта CUSTIS, и в конце августа они будут представлены руководству университета как проекты возможных будущих решений.

 

 

430