Студенты МИФИ разработали Telegram-бота для профориентации восьмиклассников с помощью искусственного интеллекта

31
июля
2025

Первокурсники Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Павел Шинкевич и Ярослав Булгаз разработали интеллектуального Telegram-бота, который помогает восьмиклассникам сделать осознанный выбор профессионального пути с помощью технологий искусственного интеллекта. Проект реализован в рамках федеральной программы «Обучение служением» по заказу социального партнёра Института дополнительного профессионального образования Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

 

Павел Шинкевич, Ярослав Булгаз, Ксения Ильиных

 

Цифровой помощник, созданный на базе языковой модели Google Gemini, выполняет роль виртуального профконсультанта. Бот задаёт школьнику 15 вопросов, касающихся его интересов, увлечений и предпочтений в типах деятельности (работа с людьми, техникой, информацией и т. д.). На основе ответов бот формирует персонализированные рекомендации: от выбора профиля обучения и подготовки к ОГЭ/ЕГЭ до возможных образовательных маршрутов — колледж или вуз.

«Наша цель — повысить осознанность школьников при выборе профессионального пути. От решений, принимаемых уже в 8–9 классе, часто зависит вся будущая карьера. Этот бот помогает взглянуть на профориентацию как на диалог с умным цифровым советчиком», — подчеркнул наставник Яков Якубович.

Разработка началась с анализа причин кадрового дефицита и распространённого непрофильного трудоустройства выпускников. Вместе с преподавателем проектной практики Яковом Якубовичем студенты выстроили методическую основу, провели исследование существующих ИИ-моделей и платформ, протестировали прототип и довели проект до рабочей версии.

«Мы убедились, что бот работает стабильно. Несмотря на то, что он пока не размещён на сервере и запускается вручную, технический потенциал уже очевиден», — отметил студент Ярослав Булгаз.

Бот работает на любой платформе, поддерживающей Telegram, и не требует установки. Уже проведено первичное тестирование при участии экспертов ИДПО. Его эффективность разработчики также проверили и в реальных ситуациях.

«На этапе тестирования я решил проверить, как бот работает на примере моей младшей сестры, восьмиклассницы. Её по-настоящему удивило, что ИИ не просто выдал шаблонный ответ, а точно уловил сочетание её увлечений и способностей. Он подтвердил её стремление стать архитектором, отметив как важные математические навыки, так и творческое мышление. Это стало хорошей иллюстрацией того, как технологии могут помочь подростку лучше понять себя», — рассказал лидер проекта Павел Шинкевич.

В настоящий момент система функционирует на локальной машине, однако в ближайшее время планируется её перенос на постоянный сервер и интеграция с цифровой инфраструктурой ИДПО. Команда планирует расширить функциональность чат-бота: добавить модули для оценки мотивации и личностных склонностей, а также запустить пилотное тестирование в школах Москвы уже в новом учебном году.

«У центра кадровой диагностики ИДПО по запросу центра Профессии будущего стояла задача создать быстрый и удобный инструмент в качестве альтернативы традиционным профориентационным тестам, для упрощения выбора дальнейшего направления обучения для 8-классников. Коллеги из МИФИ предложили сотрудничество по этой теме, и мы с  удовольствием выступили заказчиками и наставниками по данному проекту. На старте мы сформулировали запрос, поделились идеями реализации, предоставили источники требуемых данных, в процессе пару раз встретились и ответили на вопросы, и через пару месяцев получили прототип, который нас очень порадовал. Чат-бот работал так, как нам требовалось, выполнял нужные задачи, и справлялся не хуже сложных профориентационных тестов. Ребята передали нам данный инструмент для дальнейшего использования, ему ещё предстоит пройти процедуру апробации на целевой выборке и размещение на постоянных серверах, но он уже успел себя неплохо зарекомендовать. С удовольствием продолжим сотрудничество с талантливыми студентами из МИФИ, и всячески готовы рекомендовать другим учреждениям участие в программе "Обучение служением"», – подчёркивает Ксения Ильиных, руководитель центра кадровой диагностики ИДПО.

Проект стал ярким примером того, как студенческие инициативы, поддержанные государственными программами, могут решать реальные социальные задачи с использованием современных ИИ-технологий. Профориентация, основанная на индивидуальном подходе и технологической поддержке, позволяет помочь конкретному школьнику и в перспективе — сократить дефицит квалифицированных кадров в стране.

 

 

Информационная справка:

«Обучение служением» – уникальная образовательная программа, благодаря которой студенты и школьники реализуют проекты по решению реальных общественно значимых задач совместно с НКО, государством и бизнесом в рамках учебного процесса.

По поручению Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-173ГС Ассоциация Добро.рф при поддержке Минобрнауки России и Росмолодежи реализуют Федеральную программу «Обучение служением».

Программа способствует достижению пункта 1б Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития о Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» «о реализации потенциала каждого человека, развитии его талантов, воспитании патриотичной и социально ответственной личности».

Проектный офис на базе экосистемы Добро.рф и реализует методическую поддержку  университетов, колледжей и школ.

42