
Владимир Шевченко назвал тренды ядерного образования на конференции «КОМАНДА-2025»
С 3 по 6 сентября в Санкт-Петербурге проходит XI Международная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов атомной отрасли «КОМАНДА-2025». Тема конференции – «Будущее ядерной энергетики: вызовы, достижения и решения в разработке перспективных и оптимизированных АЭС различной мощности». Ключевым спикером панельной дискуссии «Вызовы и возможности для молодых специалистов в атомной отрасли» стал ректор МИФИ Владимир Шевченко.
Доклад «Роль НИЯУ МИФИ в подготовке кадров для атомной отрасли» ректор начал с обзора глобального рынка ядерного образования, основными игроками которого выступают Китай, Россия, Франция, США, Республика Корея, Великобритания, Япония. Ядерное образование – нишевая история, ежегодно в мире выпускается немногим более 8400 специалистов по ядерным направлениям. Как наша страна чувствует себя на мировом рынке? Чему сегодня стоит учить студентов? Какие возможности для роста и развития есть в сфере отечественного ядерного образования? Владимир Шевченко подробно остановился на этих и других вопросах.
По словам ректора, современное инженерное образование стоит на «трех китах», это – фундаментальная физико-математическая подготовка; цифровая инженерия (сложный инженерный объект сегодня немыслим без своего цифрового двойника); гуманитарные навыки, включающие экономическое мышление, умение работать в команде и правильно выстраивать коммуникации.
Владимир Шевченко назвал главные технологические тренды ядерного образования (быстрые реакторы и технологии замкнутого ядерного топливного цикла, термоядерный синтез, модульные реакторы и атомные станции малой мощности, ядерная медицина, физика частиц, детекторы и ускорители), а также привел конкретные примеры цифровых технологий для сложных инженерных объектов (цифровой двойник исследовательского реактора ИРТ МИФИ, VR-тренажер для отделения лучевой терапии).
«Идентичность МИФИ не меняется с 1942 года. Наша миссия – ответ на глобальные научно-технологические вызовы в сотрудничестве с российскими и мировыми исследовательскими центрами, обеспечение стратегической безопасности России через комплексное превосходство в высоких технологиях и решениях на их основе», – сказал ректор.
Он также отметил высокие позиции МИФИ в российских и международных рейтингах: «Согласно исследованиям международного рейтингового агентства Round University Rankings (RUR) МИФИ занял 5 место среди лучших университетов мира по ядерному образованию и технологиям. И мы не собираемся на этом останавливаться, ресурсы для того, чтобы войти в топ-3, у нас есть». Владимир Шевченко добавил, что таких успехов трудно достичь в одиночку – МИФИ активно взаимодействует с «Росатомом», входит в консорциум опорных вузов госкорпорации, участвует в 17 международных научных коллаборациях, является центром сотрудничества МАГАТЭ и лидером образовательной сети STAR-NET, выступает оператором больших проектов (ПИШ и ВИК), развивает филиалы (их у МИФИ уже 16!).
«Мы ставим перед собой амбициозную цель – к 2030 году занять 20% глобального рынка ядерного образования. Это значит, что каждый пятый человек в мире, получающий ядерное образование, будет получать его в России», – поделился планами ректор.
По его мнению, центром притяжения для ученых, студентов, преподавателей, экспертов атомной отрасли может стать международный образовательный хаб «Обнинск Тех», который создается в Калужской области. Предполагается, что «Обнинск Тех» будет мировым зонтичным брендом российского ядерного образования, платформой, которая объединит университеты и предприятия атомной отрасли в единую систему подготовки профессиональных кадров, местом для проведения симпозиумов и внедрения лучших образовательных практик.
Для справки: конференция «КОМАНДА» проходит с 2009 года. Организатором выступает Молодежное общество Санкт-Петербургского филиала АО «Атомэнергопроект» – Санкт-Петербургского проектного института. Дважды в год «КОМАНДА» собирает на своей площадке участников из разных стран. Среди ключевых целей конференции – создание среды для развития потенциала молодых ученых отрасли, обмен опытом и знаниями.