Формула гармонии: выпускник МИФИ открыл Школу игры на гитаре для физиков

08
сентября
2025

В МИФИ открылась Школа игры на гитаре. Ведет занятия выпускник университета (да не какой-нибудь, а получивший красный диплом!), полковник (медали за военную службу тоже имеются), музыкант (аранжировщик, бард, хорист) Сергей Брусницын. Он утверждает, что его инновационная методика обучения, основанная на знании физики, позволяет буквально за пару занятий овладеть искусством аккомпанемента и научиться подбирать аккорды к любой песне.

 

 

Почему гитаристы не моют посуду? Повредишь палец – незачем больше жить на свете! Это, конечно, шутка, но не совсем. Игра на гитаре увлекает и вдохновляет, дает крылья разуму и полет воображению. К тому же, «подруга семиструнная» всегда отвечает взаимностью и никогда не жалуется (если только сам гитарист этого не захочет). Правда, многие считают, что научиться играть на гитаре непросто – нужно обладать хорошим слухом и чувством ритма, длинными пальцами и приятным голосом. Сергей Брусницын уверен, что для физиков это не составит труда. Надо лишь… запомнить три аккорда. Правда, тут не обойтись без магического кварто-квинтового круга.

«Кварто-квинтовый круг – графическая схема, которая показывает, как соотносятся друг с другом тональности. По ней музыкант сразу видит, какие аккорды будут составлять благозвучное (консонансное) сочетание, а какие – звучать резко, диссонансно. Аккорды привязаны к частоте звучания гитарной струны, при этом в нашем распоряжении всего семь нот. Сочетание нот, составляющих аккорд, человеческое ухо воспринимает как гармоничное. Достаточно выучить три аккорда в мажоре и три в миноре, и гитарист сможет подобрать аккомпанемент практически к любой песне», – объясняет Сергей Брусницын.

 

 

Он уверен, что физикам научиться играть на гитаре легче, чем, например, журналистам. Потому что инженеры-физики понимают, что круглое отверстие в центре гитары – резонатор Гельмгольца. Если закрыть его заглушкой, звук станет тише. А гуманитарии зачастую даже не знают про такое явление как резонанс. В музыке, считает Сергей Брусницын, как и в физике, действуют свои законы. Поэтому, в первую очередь, рисует на доске формулы.

«Мы проверяем алгеброй гармонию. Я объясняю ребятам основные законы музыки. Опираясь на эти знания, они могут потом играть любые песни – бардовские, современные, военные. Чтобы стать хорошим гитаристом, прежде всего нужно обладать интеллектом, иметь определенный культурный уровень, а вовсе не длинные пальцы или абсолютный слух. Интеллект в сочетании с усидчивостью творят чудеса!» – уверен гитарист.

Физика помогает делать успехи в музыке. А музыка пробуждает ум, вдохновляя на изучение окружающего мира. Во всяком случае, в жизни Сергея Брусницына все было именно так. Он родился в Свердловске, легко освоил аккордеон и гитару, увлекся бардовской песней, стал отличником в школе. А куда же и поступать отличникам-гитаристам, как не в МИФИ, где одинаково любят науку и музыку!

 

 

«В МИФИ я тоже был отличником. Не из-за амбиций, а потому что так проще – на запускаешь учебу, значит, не будет пересдач, останется время для хобби. С первого курса я записался в Академический мужской хор и Клуб студенческой песни (КСП) МИФИ, который был создан в университете еще в 1964 году и существует до сих пор. В 70-е и 80-е годы бардовские песни были необычайно популярны. Очень любил авторские и военные песни, студенческий фольклор тогдашний ректор МИФИ Виктор Григорьевич Кириллов-Угрюмов», – вспоминает Сергей Брусницын.

Он уверен, что песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Суханова не устарели, но готов вместе со студентами обновлять репертуар, включая в него произведения современных исполнителей. Главное, чтобы мелодия была красивой, а стихи не состояли из набора рифмованных строчек, а имели смысл, будили ум и трогали душу.

«Мы учимся петь и играть одновременно, и это не так просто, как может показаться. Иногда во время занятий я записываю видео, чтобы ребята послушали и посмотрели на себя со стороны, поняли, над чем стоит поработать. Многие удивляются: «Разве я так звучу?!» Да. Просто мы слышим себя не так, как нас слышат окружающие. Важно понять это и поработать над интонациями, глубиной. Голос + гитара + артистизм – вот слагаемые хорошей бардовской песни», – считает Брусницын.

 

 

Официально Школа игры на гитаре открывается только осенью. До этого она работала в тестовом режиме. Учеников на занятия Сергей Брусницын, как и полагается творческому человеку, привлекал нестандартно – просто приходил в университетскую столовую во время обеда и пел песни. Студенты (да и преподаватели тоже) подходили, интересовались, спрашивали, где можно научиться так петь и играть. А взяв в руки гитару, многие понимали, что уже не расстанутся с ней, потому что… любые трудности можно пережить, если подобрать правильную песню.

Кстати, услышать выступление Сергея Брусницына и его учеников (они играют и поют в вокальной студии Quanto di Stella) можно на песенно-поэтическом марафоне «Юные москвичи – Дню города». Марафон пройдет 13 сентября с 12 до 19 часов у памятника Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре.

241