Как запускать образовательные программы? Ответит игра

10
сентября
2025

Сегодня в «Точке кипения МИФИ» началась организационно-деловая игра, в ходе которой нескольким десяткам сотрудников НИЯУ МИФИ предстоит ответить, каким в нашем вузе должен быть оптимальный механизм разработки и запуска образовательных программ. Новый «мозговой штурм» является логическим продолжением стратегической сессии по выработке новой образовательной модели университета, прошедшей в июле.

 


Игру открывает генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка

Модератором сессий и разработчиком форматов дискуссий выступает давний партнер НИЯУ МИФИ – команда консалтинга ИОТ-университета, включающая экспертов ИТ-компании CUSTIS.
В своей установочной речи ректор МИФИ Владимир Шевченко отметил, что университет стоит перед несколькими вызовами, которые и побуждают его заняться самореформированием.

Первый вызов – необходимость согласовать интересы трех «заказчиков» образовательных продуктов университета: студентов, работодателей и государство. Ректор подчеркнул, что студенты обладают субъектностью, и какими бы фантасмагорическими не были представления студентов об их потребностях, эти представления нельзя игнорировать.

Второй вызов заключается в переходе на новую систему высшего образования. В частности, необходимо решить вопрос о продолжительности учебы по программам базового высшего образования. Идея, что все учебные курсы будут иметь шестилетнюю продолжительность – не пройдет даже по финансовым причинам, где-то курс займет 5,5 лет, а где-то – 4 года.

 

Составной частью вопроса о взаимоотношениях с работодателями является участие предприятий «Росатома» в финансировании филиалов МИФИ, которые готовят кадры для них. В противном случае речь может пойти о закрытии некоторых филиалов.

Говоря о механизме разработки и запуска образовательных программ, ректор пояснил, что главной задачей тут является точное определение ролей 4 главных акторов этого процесса – директора института, заведующего кафедрой, руководителя программы и преподавателя. В разных вузах России эти роли распределяются по-разному, в некоторых вузах ключевой является роль руководителя программы, но МИФИ должен решить эту проблему в соответствии с собственными традициями.

 

Ректор также выразил пожелание, чтобы в будущем на конкурсы по замещению преподавательских должностей в МИФИ подавались по 50 заявок на одно место, и чтобы 20 из них были бы не из России. Тогда можно будет сказать, что нынешние реформы образовательной модели университета приносят свои плоды.

Сегодня, работа в рамках игры развернется в четырех группах, получивших названия:

  • ИОПП
  • РОП (руководители образовательных программ)
  • кафедры
  • инфраструктура
  • гуманитарный блок.

Задача сегодняшнего дня – точно описать, как механизм запуска программ устроен сегодня.

 


Заседание группы ИОПП

Завтра участники игры будут отвечать на вопрос, как этот механизм должен быть устроен в идеале применительно к четырем институтам: ЛаПлаз, ИЯФиТ, ИФТИС и ИИКС. В ходе сессии команды подготовят протокол договоренностей о дальнейших шагах на 90 дней и 4 дорожные карты, в которые эти данные все занесены. Участникам сессии будет предоставлена возможность взять на себя роль Руководителя образовательной программы, и с разных позиций оценить фактическое состояние программ и новые подходы, призванные перестроить образовательную модель с упором на заданные векторы развития, новую стратегию развития МИФИ, пожелания ректора и коллектива.

 


Заседание группы  РОП

51