
Равняемся на лучших: профессор МИФИ в 93 года написал книгу и решил стать блогером
Профессору МИФИ Льву Николаевичу Патрикееву исполнилось 93 года. Но он не унывает: надел веселую панамку с огурцами – символом вечной молодости, собрал друзей, на любовь свое сердце настроил, закатил вечеринку в музее МИФИ, написал книгу и даже решил завести блог, чтобы делиться богатым опытом с широкой аудиторией. Физик уверен, что жизнь – замечательная штука, а впереди ждет еще много сюрпризов и открытий. В чем секрет его неиссякаемого оптимизма, жизнелюбия, долголетия? Коллеги и родственники предложили несколько вариантов ответа на этот вопрос.
«Лев Николаевич всю жизнь занимался наукой, а пока ум интенсивно трудится, человек остается молодым». Это действительно так! Лев Патрикеев окончил МИФИ в 1956 году. Стал соорганизатором и профессором первой в СССР кафедры микро- и наноэлектроники. Организовал в МИФИ Университет психолого-педагогического образования преподавателей, где сам читал спецкурс, проводил семинары и рецензировал рефераты своих слушателей. Входит в правление Нанотехнологического общества России. Является автором и соавтором более 300 научных публикаций, статей, учебных пособий, книг. Одна из самых известных – «Поэзия и проза инженерного и педагогического труда».
«Лев постоянно что-то придумывает! Не зря на одном из его юбилеев был учрежден орден «Золотого гвоздя», который полагается вручать всем, кто наделен неуемной энергией». Золотой гвоздь точно не даст засидеться на одном месте и тихо состариться! Лев Патрикеев непоседой был всегда, с самого детства. Даже первый раз в первый класс не смог пойти спокойно, чуть не сорвал уроки! «В сентябре 1940 года мама отвела меня в первый класс 173-й московской школы. На всю жизнь я запомнил свою первую школьную перемену! Как только она началась, я запустил в широком школьном коридоре маленький игрушечный немецкий танк, привезенный из Эстонии. Танк величиной со спичечный коробок заводился с помощью пружины и, проносясь мимо обступивших его детей, осыпал всех снопиком искр из своей игрушечной пушки», – вспоминает профессор. Ну какие уроки, когда по коридору носится танк! Звонок звенел не для Льва и его новых друзей. Неудивительно, что на следующий день мама строго запретила сыну брать игрушку в школу. Лев Патрикеев окончил школу и университет, но остался таким же деятельным и веселым, как в детстве. Наверное, многие знают, что у МИФИ есть свой музей. А теперь догадайтесь, кто был инициатором его создания? Лев Патрикеев! Он же многие годы был и музейным хранителем. А еще Лев Николаевич – основатель киностудии «МИФИ-фильм». И, кстати, многие его кинофильмы премированы на Всесоюзных конкурсах кинолюбителей. Но в 93 года пора осваивать новые технологии – родные физика пообещали, что помогут ему завести блог, чтобы снимать и выкладывать фото, видео, делиться своим богатым педагогическим, научным, инженерным опытом с молодежью.
«Лев Николаевич – инженер-физик, а еще – замечательный художник и кулинар! Хобби продлевают жизнь и заряжают оптимизмом». Вы не поверите, но Лев Патрикеев не только разрабатывал транзисторные элементы для ЭВМ, но и сам вырезал шахматы из янтаря, мастерил кресла из сосны, делал замысловатые шкатулки из корня можжевельника. В коллекции Патрикеева есть люстра «13 чертей» – на каждом рожке мордочка чертика, задумчивая, ехидная, насупленная, смеющаяся. Есть блюдо на ножках, вырезанное из капа – древесного нароста. Самодельные вазы, часы, торшеры, сувениры… Чего только не получали в подарок родственники Льва Николаевича! Он любит гостей и дружеские застолья, принимает участие в традиционной семейной лепке пельменей и умеет печь вкуснейшие пироги.
«Лев Николаевич искренне радуется за других, обладает отменным чувством юмора и с улыбкой встречает каждый новый день. Это главный секрет его молодости». В детстве Лев Патрикеев мечтал стать артистом балета. Или хотя бы поэтом. «В школе мне нравились уроки русского языка и литературы, которые вела Софья Григорьевна. Она умело управляла нашим мальчишеским классом. Мы активно разыгрывали сценки из русских классических сказок, повестей и романов. Часто после уроков собирались на репетиции у нее дома, в самом центре Москвы», – вспоминает Лев Николаевич. Став физиком, он не перестал любить литературу, музыку, танцы. Он до сих пор активный участник домашних спектаклей, обожает розыгрыши и добрые шутки. Любит, собравшись с друзьями-мифистами, читать стихи и вспоминать молодость. Например, как забрал из типографии первый номер газеты «Инженер-физик»: «Газеты я быстро довез на трамвае «А» до родного института на Малой Пионерской. На третьем этаже в комнате нашего профкома меня уже с нетерпением ждали. Председатель профкома Виктор Михайлович Колобашкин, взяв пачку газет, залез на стол и, как Ленин когда-то, раздавал листочки драгоценного издания многочисленным, набившимся в профком студентам и преподавателям. Всеобщему воодушевлению и радости, казалось, не будет конца...»
Радость вообще ключевая эмоция Льва Патрикеева. Он умеет радоваться мелочам – дружеским посиделкам, встрече с родными, вкусному угощению, солнечному дню – это редкий дар.
В сутолоке каждодневной
Главную теряем нить –
Времени нам не хватает
Для того, чтоб просто жить.
Для того, чтоб ежедневно
Близких видеть, всех любить,
Чтобы вечером с друзьями
Песню спеть и пригубить…
Эти строчки из стихотворения Льва Патрикеева очень верно отражают его характер, где сочетаются неуемная энергия и тонкая лиричность, огненный темперамент и умение сопереживать, любовь к науке и желание подурачиться. Долгих лет жизнь, Лев Николаевич!