Дневник Конгресса молодых ученых: день второй
Второй день Конгресса молодых ученых оказался самым насыщенным по количеству мероприятий с участием мифистов.
Учить чтобы лечить
Утро началось с организованной «Росатомом» дискуссии «Учить, чтобы лечить: какие кадры нужны для ядерной медицины?»
Заведующая кафедрой промышленной фармации НИЯУ МИФИ, профессор Алла Савченко рассказала о том пути, который должен пройти радиофармпрепарат, чтобы попасть к пациенту, подчеркивая, что работа с ним имеет принципиально междисциплинарный характер.
«На каждом этапе, конечно, есть свои специалисты, но любой специалист должен понимать, что происходит на раннем этапе, а что на позднем, надо знать, что же мы делаем, и на какой орган мы хотим воздействовать», - отметила эксперт.
По мнению Аллы Савченко, достижению такого комплексного понимания помогают процессы моделирования In silico, когда мы прогнозируем работу препаратов с помощью компьютеризированных систем без участия и животных, и человека.
Алла Савченко также подчеркнула важность тесной коммуникации между специалистами разных специальностей - врачей, химиков и медицинских физиков еще на стадии доклинических исследований, что, в частности, может сократить процесс разработки нового фармпрепарата, который сегодня занимает 5-7 лет.
Наши успехи
В рамках выставки отечественного оборудования «Наша лаба» директор ООО «СТАР», доцент МИФИ Евгений Степин представил разработки МИФИ в области электрореактивных двигателей: флагманское решение, двигатель VERA, и перспективные разработки, осветив дальнейшие планы развития компании «СТАР». Евгений Степин рассказал о назначении спутников-кубсатов, о том, для каких задач они применяются, а также о рынке таких спутников и двигательных установок для них.
Также в рамках КМУ произошло награждение победителей Всероссийской олимпиады по математическому моделированию (ВОММ-2025), соорганизатором которой является МИФИ. Среди победителей ВОММ – магистрант МИФИ первого курса Денис Холодов, который, кстати вошел в число победителей ВОММ и в прошлом году.
Обращаясь к победителям олимпиады, проректор по науке МИФИ Андрей Кузнецов сказал: «В свое время Дмитрий Иванович Менделеев сказал, что идеи должны работать не в принципе, а в металлическом корпусе. Сегодняшняя научная деятельность - это когда сложность корпуса соизмерима с важностью задачи. То, что мы сейчас можем в голове у себя, используя дополнительные устройства или компьютеры, посчитать и смоделировать реальную жизнь в виртуальном пространстве - это по существу опережающее развитие всего, чем мы занимаемся сейчас и будем заниматься в будущем. То, что вы доказываете делом свои навыки и компетенции - это крайне важно для вашей будущей специальности и даже для вашей стоимости на рынке труда».

Сессия «80-летие атомной промышленности. Гордость. Вдохновение. Мечта»
Не забывать титанов
Ключевым мероприятием дня стало пленарное заседание «80-летие атомной промышленности. Гордость. Вдохновение. Мечта», на котором вспоминали историю создания атомного оружия.
С учетом обострившейся в настоящее время внешнеполитической обстановки, как отметил модератор заседания, помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, нелинейная задача создания атомного оружия в то время очень перекликается с задачами развития атомной отрасли сегодня – это колоссальный проект, который, как и тогда, может обеспечить наше технологическое лидерство и суверенитет на столетие вперед. А это требует, как и тогда, массовой подготовки очень высококлассных специалистов для атомной отрасли, для чего в 1942 и был создан Московский механический институт боеприпасов.
Сегодня НИЯУ МИФИ также является базовым вузом для российской атомной промышленности. О том, как это происходило в послевоенные годы, на сессии рассказал ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко: «Изучая историю нашего вуза, не только поражаешься ее различным перепетиям, но и пытаешься извлечь какие-то уроки для сегодняшнего дня – и с точки зрения организации работы, и с точки зрения личного выбора тех людей, которые были нашими отцами-основателями. Очень важную роль играл слой людей, которые не были учеными, но были очень крепкими организаторами процессов – это, в частности, Завенягин, Первухин, Ванников. Отдавая должное таким титанам как Курчатов, мы не должны забывать их. Ключевую роль в создании нашего университета сыграл Борис Львович Ванников – человек удивительной судьбы, революционер, боец Красной Армии, инженер, директор оружейного завода в Туле, глава наркомата вооружения, а затем наркомата боеприпасов. В этой должности он и создает наш вуз 23 ноября 1942 года. А в атомную отрасль мы вошли через 10 дней после ее основания: 30 августа 1945 года вышло постановление о передаче нашего вуза в состав Первого главного управления и Спецкомитета по атомному оружию, в том же году был создан и инженерно-физический факультет. Из стен МИФИ вышли тысячи блестящих ученых-атомщиков, десятки лауреатов государственных премий, членов Академии наук, три министра атомной отрасли. Я уверен, наше движение на следующее 83 года будет столь же выверенным и поступательным».

Евгений Степин на сессии «Будущее в коде»
Заполнять пробелы своими силами
На сессии «Будущее в коде» обсуждали внедрение отечественного программного обеспечения в инженерное образование. Модератор, руководитель группы «Искусственный интеллект и математическое моделирование в промышленности» Научного центра информационных технологий и искусственного интеллекта университета «Сириус» Анастасия Королева попросила поделиться опытом использования отечественного ПО в МИФИ, и Евгений Степин (который, напомним, является заместителем директора Центра инженерно-физических расчетов и суперкомпьютерного моделирования МИФИ), рассказал о том, какими критериями пользуются в нашем университете при оценке и выборе соответствующего софта. Прежде всего у ПО должен быть удобный интерфейс, ориентированный на пользователя, понятный, и структурированный. Многое зависит и от поставщика. «Мы выбираем соответствующий продукт по готовности разработчика либо вендора активно внедряться в наш образовательный процесс» - сказал Евгений Степин. От вендора может потребоваться проведение мастер-классов и лекций.
Но самое важное - это готовность со стороны вендора, разработчика или постановщика задач со стороны промышленности, который использует то или иное ПО, брать студентов к себе в научно-исследовательскую работу и затем их курировать на всем протяжении образовательного процесса и встраивать их в свой штат сотрудников.
Помимо этого, немаловажно, чтобы функционал ПО коррелировал с тем, какие исследования проводятся внутри вуза.
Завершая разговор о критериях выбора ПО, Евгений Степин отметил: «Но это была идеальная картина. Но давайте будем реалистами, спустимся с небес на землю: когда мы говорим об отечественном ПО, то соответствие наших решений этому списку критериев не всегда полное. Поэтому мы, понимая эту проблематику и понимая, что отечественное ПО должно внедряться в инженерное образование, готовы там, где еще существуют пробелы, заполнять их силами своих студентов и преподавателей».

Александр Гармаш на сессии "Диалог веры и разума"
Вера ученых
На сессии «Диалог веры и разума» обсуждались такие вопросы, как «способствует ли вера ученого лучшему принятию результатов его научной деятельности обществом?» «Справедливо ли мнение, что к вере более склонны представители социально-гуманитарных наук?» и «Есть ли отличие в «содержании» веры у представителей различных научных дисциплин?»
Участвующий в сессии директор Инженерно-физического института биомедицины Александр Гармаш отметил большое значение вопросов этики для сферы технологий. Недооценка этических вопросов приводит к различным коллизиям: например, если медики начинают относиться к антибиотикам с осторожностью, то животноводы кормят ими коров, и у людей, пьющих молоко, снижается биорезистентность.
Александр Гармаш выразил твердое убеждение, что между верой и наукой нет конфликта: «Вот я как ученый тоже во что-то верю. Я, прежде всего, верю в аксиомы, которые не требуют доказательства. В свои постулаты Бора, например, или принципы Павлов, они же тоже догматичны по своей сути. Мы к ним относимся как к вере, и это позволило нам идти по пути прогресса. Поэтому, конечно, вера и разум стоят всегда вместе».
Также директор ИФИБа подчеркнул важность овладения социогуманитарным знанием – хотя бы потому, что мы работаем среди людей, принадлежащих к разным культурам, расам и конфессиям, и встает задача выстраивать диалог с ними и понимать друг друга. «Поэтому вопрос соседства веры, разума и социогуманитарных проблем, это, мне кажется, очень важный элемент подготовки студентов к жизни», - констатировал Александр Гармаш.
Ядерное образование перед современными вызовами
О роли МИФИ в трансфере российского ядерного образования, которое должно стать частью экспортных предложений России, Владимир Шевченко говорил на сессии «Национальный проект «Новые атомные и энергетические технологии»: от науки к глобальному лидерству». В фокусе обсуждения были факторы успешного выполнения задач для достижения технологического лидерства и инструменты достижения прорывных результатов.
Ректор напомнил, что в Постановлении СНК СССР о создании нашего вуза в 1942 году говорится: «для подготовки инженеров широкого профиля по новейшим физическим машинам». Эта формулировка, по мнению ректора, и сегодня звучит актуально, она неразрывно связана с понятием технологического лидерства.
При этом, когда мы говорим о реальных кадровых потребностях отрасли, надо задуматься о том, как должна быть устроена входная «воронка», чтобы к нам в ближайшие годы пришли студенты, из которых потом получится 3000 ученых-инженеров будущего.
«Какие здесь есть подводные камни и вызовы? Первый: конкуренция на внешнем рынке труда между инженерным и IT секторами. Надо чтобы внутри атомной отрасли это было сбалансировано, а это непростой вопрос. Второй – важность времени и денег. Наши конкуренты за рубежом не собираются почивать на лаврах. Можно взять для примера ИТЭР, в котором Россия принимает участие, и установку BEST в Китае. Если на ней уже в 2027 году будет получено стабильное плазменное удержание, то ИТЭР, в каком-то смысле, не достигнет своей цели. Да, в процессе строительства ИТЭР результаты уже есть – там подготовили кадры, наработали промежуточные результаты… Но победа может достаться не ИТЭР, а ведь 10 лет назад в ней никто не сомневался. Поэтому необходимо воспитание новых кадров с учетом того, что стоимостные и временные ограничения проектов имеют такое же ключевое значение, как и прочностные и масс-габаритные – это крайне важный аспект образования инженеров будущего. Мы, со своей стороны, всё, что от нас зависит, методически стараемся делать и имеем взаимопонимание с коллегами из других опорных вузов Росатома», – подчеркнул ректор.
Мудрость лириков
Крайне интересная дискуссия развернулась на сессии «Эскизы будущего. Сценарии прогресса в представлении ученых, креативных индустрий и общества», в которой в частности, обсуждался вопрос, насколько искусство способно вдохновлять науку, а научные открытия – становиться источником креативных решений. Выражая свое мнение о проблеме «физиков и лириков» Владимир Шевченко отметил: физики уверены, что если все правильно делать, то все правильно получится, и если быть трудолюбивым и талантливым, то вы будете успешны. Но любой человек, который много лет живет на свете или может быть еще не очень много лет живет, но вдумчиво прочитал Ветхий Завет или Илиаду, знает, что жизнь устроена гораздо сложнее, что в жизни часто порок торжествует, а миром правят страсти, и есть такие понятия, как любовь, предательство, возмездие. Это понимание другого уровня сложности устройства реального мира характерно для людей искусства.
Комментируя запуск в МИФИ курса по истории фантастики, ректор МИФИ отметил, что не верит в возможность предвидеть будущее «сильно размышляя». «Это как в 2009 году узнать, что надо было биткоин купить. Нельзя было этого знать. Надо было просто в это верить или по какой-то причине любить это иррационально», - констатировал ректор МИФИ.
Ученые и айтишники: найди пять отличий
Сегодня многие выпускники, получившие фундаментальное научное образование по таким специальностям, как физика, химия, математика, нередко выбирают карьеру в ИТ. Этой проблеме была посвящена сессия «Как остаться в науке и не уйти в ИТ». Выступая на ней, доцент МИФИ Егор Задеба сказал: «Одно видно невооруженным глазом по нашим коллегам, по огромному количеству студентов, которые ушли в этот сектор: люди, ушедшие из научной сферы, с огромным трудом возвращаются. И это, скорее говорит в пользу научной работы, потому что она требует определенного напряжения и определенной специфики, от которой очень быстро отвыкаешь, работая в индустрии».
Ключевое же отличие айтишников от ученых, по мнению Егора Задебы, заключается в том, что даже если айтишники работают по ненормированному графику, то все равно их работа не является делом их жизни – если только они не владельцы бизнеса. Для ученого же то, чем он занимается - это вся его жизнь. И поэтому ученый остается «в науке» даже когда уходит в отпуск, и даже когда засыпает.
При этом ученый не может сконцентрироваться на одной задаче: «Если ты в университете, ты еще будешь преподавать, если ты в академическом институте, то все равно у тебя будут вопросы с закупками и с огромным-огромным набором проблем, которые, наверное, менеджеру в IT-сфере даже не снились. Хотя напряженность самой работы в IT-секторе может быть выше», - отметил Егор Задеба.

Агния Бородина на сессии "Инвестиции в будущее"
О важности неформальных каналов
На сессии «Инвестиции в будущее: как индустриальные партнеры поддерживают студенческие научные общества» обсуждалось, где СНО могут брать деньги на свои проекты, как они могут взаимодействовать с реальным сектором экономики и находить индустриальных партнеров? Что делать, если вы не получили грант на развитие СНО?
Куратор студенческого научного общества, ассистент кафедры прикладной математики Института ЛаПлаз Агния Бородина рассказала об опыте МИФИ в этой области: «Если вы хотите найти партнеров, у вас, как минимум, должно быть понимание, почему эти партнеры должны вас выбрать? Например, мы в МИФИ работаем с Wildberries – им это удобно, потому что у нас есть вычислительные мощности под проект, который мы с ними реализуем по автоматизации промышленных манипуляторов и компьютерному зрению. У многих компаний на самом деле есть открытые проекты для взаимодействия со студентами, у Wildberries это Клуб Инициативной Молодежи (КИМ), где можно подать заявку на любой технологический проект, финансируется это по упрощенной форме – просто в виде стипендии. Еще одна возможность для финансирования СНО – это работа с выпускниками. Например, чтобы СНО поучаствовало в Международной битве роботов в этом году, средства выделил Эндаумент-фонд МИФИ. Там недавно появился специальный целевой капитал «Молодая наука», который в том числе направлен на поддержку СНО. Что еще важно? Развивать свои медиа. Если у вашего СНО в Telegram-канале всего 30 подписчиков – как о вас узнают? Надо работать с партнерскими соцсетями, с сетями компаний, развивать неформальные каналы. Развивайте и свою лояльность: студенты и даже школьники очень хорошо считывают ценностные смыслы компании. Научная молодежь – специфический слой людей, часто им решение научной задачи интереснее, чем выгода. Если объяснять это компаниям, успех неизбежен».
О том, что на Конгрессе молодых ученых будет 28 декабря, можно прочитать здесь.





