Митрополит Волоколамский Иларион выступил в МИФИ с лекцией перед участниками семинара, посвященного теологическому образованию

26 сентября 2019 года на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» открылся методический семинар «Нормативно-правовое регулирование в сфере теологического (религиозного) образования: проблемы и перспективы развития».

Организаторами мероприятия выступили Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) и НИЯУ «МИФИ» при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД).

Семинар проводят сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ФГБУ «Росаккредагентство» для вузов-членов НОТА в рамках обучения по программе повышения квалификации «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности».

Перед началом мероприятия председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД, президент НОТА митрополит Волоколамский Иларион вместе с ректором МИФИ М.Н. Стрихановым, проректором по научной работе ОЦАД профессором Д.В. Шмониным и заместителем заведующего кафедрой теологии МИФИ иеромонахом Родионом (Ларионовым) посетил домовый храм вуза, освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери.

На открытии семинара участников мероприятия приветствовал ректор МИФИ М.Н. Стриханов. Начальник Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.М. Рукавишников передал приветствие руководителя Рособрнадзора С.С. Кравцова.

С актовой лекцией на тему «Нагорная проповедь и личность современного человека» выступил митрополит Волоколамский Иларион.

В начале выступления архипастырь остановился на вопросе, почему личность Иисуса Христа уже на протяжении двух тысячелетий имеет столь огромное значение для людей разных эпох и разных поколений. «Иисус Христос — самый знаменитый Человек за историю всего человечества. Неслучайно мы ведем свой календарь именно с Его даты рождения… По числу посвященных Ему работ — литературных, музыкальных, живописных, научных — у Него нет никаких конкурентов… Более того, Иисус Христос — не только самая известная историческая Личность, но и наиболее хорошо задокументированный герой древней истории. Нет ни одного персонажа того времени, о котором сохранилось бы столько свидетельств, причем свидетельств, которые датируются временем вскоре после Его ухода из этой жизни».

Митрополит Иларион подробно остановился на источниках сведений о Христе, основными из которых являются четыре Евангелия, и ознакомил слушателей с различными теориями, касающимися создания этих текстов и содержащейся в них информации, а также имеющихся расхождений в евангельских текстах.

«Евангелия являются свидетельскими показаниями, — подчеркнул владыка. — Как считается, два из Евангелий (от Матфея и от Иоанна) написаны очевидцами — апостолами Иисуса Христа, а два других Евангелия написаны со слов свидетелей. Считается, что главным свидетелем был апостол Петр, учениками которого являлись и Марк, и Лука. И каждый из них по-своему описал то, что он слышал от Петра и от других свидетелей. Таким образом, все четыре Евангелия представляют собой свидетельские показания. Евангелия расходятся между собой по частностям, но никогда по существу. И эти расхождения как раз свидетельствуют о достоверности, а именно о том, что между евангелистами не было сговора, они не сверяли свои показания — каждый писал так, как он это услышал, увидел, запомнил. Церковь сохранила эти четыре свидетельских показания именно в той форме, в какой они были составлены».

Лектор также упомянул об авторских особенностях, свойственных каждому из четырех евангельских текстов. В частности, композиция Евангелия от Матфея, в котором содержится Нагорная проповедь, построена на том, что повествования о жизни Иисуса Христа чередуются с Его речами. Таких речей в Евангелии от Матфея пять, в том числе Нагорная проповедь, которая занимает три главы, то есть около одной девятой от общего объема текста. Как отметил архипастырь, она представляет собой самую длинную публичную речь Иисуса, которая зафиксирована в Евангелии.

«Если обратиться к содержанию Нагорной проповеди, можно заметить: она очень сильно отличается от того, что мы привыкли понимать под проповедью или лекцией, — сказал митрополит Волоколамский Иларион. — Более того, нравственные постулаты, которые Иисус высказывает, поражают своей неожиданностью».

Как отметил иерарх, десять «блаженств», о которых говорит Иисус Христос (Мф. 5:3-12), то есть качеств, которые сделают человека блаженным, счастливым, — совсем не тот список необходимого для счастья, который составил бы, например, современный человек. И более того, Христос сразу предупреждает Своих учеников о том, что они будут гонимы. Владыка привел слова русского философа Н.А. Бердяева о Нагорной проповеди: «Произошла самая радикальная переоценка ценностей, какую только знает мир. Все делается необычным, непохожим на то, чем живет мир и чем дорожит мир… Блаженными оказываются совсем не те, которых мир считает блаженными, — блаженны плачущие, кроткие, милостивые, чистые сердцем, алчущие и жаждущие правды… Мир же считает блаженными богатых, знатных, сильных, обладающих властью, прославленных, смеющихся».

Отвечая на вопрос о том, какую этику предлагает Иисус Христос, владыка Иларион указал на то, что заповеди, прозвучавшие в Нагорной проповеди, — не некий недостижимый идеал, как учили некоторые интерпретаторы Евангелия, а, по мысли раннехристианских авторов, призыв к действию, собрание заповедей, которые дают определенные умственные ориентиры, ставят трудные, но реальные задачи: «Иисус Христос, произнося Нагорную проповедь, не ставил перед собой цель дать исчерпывающее представление о нравственности, но Он указал некие ориентиры, некие векторы, в которых человек, решивший достичь совершенства или приблизиться к этому идеалу, может развиваться».

Митрополит Иларион на конкретных примерах рассказал о том, в чем заключались поражавшие воспитанных в Законе Моисеевом людей новизна и глубина проповеди Иисуса Христа, напомнив, в частности, что Его проповедь была нацелена на работу человека над самим собой: «Христос обращает внимание на внутренний процесс и говорит о том, как искоренять причину греха, не доводя грех до совершения преступлений».

Архипастырь также коснулся вопроса о том, как постулаты Нагорной проповеди могут воплощаться в жизнь в наше время и влиять на личность современного человека.

На лекции, продолжавшейся один час, присутствовало около четырехсот человек, в том числе представители администрации вуза, участники семинара, представители традиционных религий России, многочисленные студенты.

 

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

338