Интервью зам. министра образования и науки А.К. Пономарева

Замминистра образования и науки А.К. Пономарев советует, на какие специальности поступать стоит, а на какие нет

Какие специальности будут востребованы в этом году и как Министерство образования и науки РФ управляет спросом выпускников школ на высшее образование? Об этом накануне нового "поступательного" сезона "Огонек" беседовал с заместителем министра образования и науки Алексеем Пономаревым

- Впереди вступительные экзамены в вузы. На что ориентируются будущие абитуриенты сегодня? Что они выбирают? И как Министерство образования управляет этим спросом - ведь борьба с избытком экономистов и юристов идет не первый год?

- На протяжении последних шести-семи лет мы пытаемся исправить дисбаланс, при котором рынок труда нуждается в одних специалистах, а в вузах наблюдается перепроизводство других. На протяжении нескольких лет мы видим стабильно высокий спрос на такие специальности и направления, как экономика управления, гуманитарные науки, образование и педагогика. Желание абитуриентов поступить на перечисленные направления очень слабо подкрепляются реальным спросом на специалистов в этих областях. Поэтому последние годы происходит последовательное снижение бюджетного приема на эти направления - мы точно знаем, что многие выпускники невостребованных рынком профессий скорее всего не найдут работу по специальности. С 2004 по 2011 год практически в два раза сократились контрольные цифры приема на такие укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, как экономика и управление. За этот же период значительно сократился прием на бюджетные места на гуманитарных факультетах. Но поскольку абитуриенты и их родители довольно медленно реагируют на изменения структуры рынка труда, то спрос на эти специальности, скажем юристов и экономистов, не уменьшается. И сегодня мы видим: многие выпускники вузов по-прежнему отдают предпочтение этим направлениям - экономике, юриспруденции, гуманитарным наукам.

- И все-таки чем-то этот год, предпочтения и ожидания студентов, отличается от предыдущего?

- Если рассуждать в рыночных категориях, то можно увидеть, что в нынешнем году растет предложение (то есть увеличивается число бюджетных мест) по целому ряду укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. К таковым относятся информатика, информационные технологии, информационная безопасность, автоматизация... Здесь контрольные цифры приема выросли почти в два раза за последние семь лет. По ряду инженерных специальностей в 2011 году планируется увеличить контрольные цифры приема на 9-18%. Мы надеемся, что в связи с увеличением предложения вырастет и спрос - то есть количество ребят, желающих получить техническое образование.

Конечно, нельзя сказать, что сегодня все выпускники инженерных специальностей обеспечены работой. Количество выпускников значительно превышает потребности экономики и число соответствующих вакансий на рынке труда.

Поэтому проблема скорее не в увеличении количества бюджетных мест на том или другом направлении - мы все равно готовим больше специалистов, чем нужно экономике. И так будет в ближайшие пять-шесть лет. Скорее проблема в повышении качества подготовки. Поэтому мы с прошлого года начали концентрировать дополнительные ресурсы, чтобы повысить качество подготовки по более сложным специальностям, прежде всего инженерным. В минувшем декабре было принято решение о распределении 2,8 миллиарда рублей. Эти деньги пойдут на то, чтобы поднять качество подготовки специалистов, которые нужны для модернизации экономики страны. Собственно, речь идет о пяти направлениях: атомная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, космос и телекоммуникации, энергетика и энергоэффективность, фармацевтика и медицинская техника. Это приоритетные направления модернизации, и сейчас в большей степени важнее качество подготовки, чем немедленное увеличение выпуска специалистов...

- А когда вы говорите о качестве подготовки, что вы имеете в виду - вложения в преподавательский состав, в материальную базу вузов?

- Ну, прежде всего это переподготовка, может быть, некоторое усиление преподавательского состава. Это развитие материально-технической базы, расширение связи с научными организациями и промышленными предприятиями, обеспечение стажировок и практики для студентов, установление связи с реальным сектором. Все это сейчас предельно важно не только для студентов, но и для преподавателей большинства инженерных вузов. Плюс к этому вузам необходима современная материально-техническая база, новые программы, соответствующие современному технологическому уровню, и все, что с этим связано.

- Как формируются представления о том, каких специалистов надо готовить? Вы ориентируетесь на запрос рынка труда или на программы развития страны?

- Естественно, по мере реализации программ по модернизации образования меняется и структура спроса на различных специальностях, меняется структура рынка труда. Поэтому мы понимаем, какой спрос будет сегодня и на следующий год, и прогнозируем спрос на последующие годы.

- Но на что вы опираетесь, когда решаете - вот эти специалисты нам точно будут нужны?

- Прежде всего, это оценки отраслей и компаний спроса на специалистов. Мы это учитываем, так же как и сценарий макроэкономического прогноза. Мы ведем и соответствующие опросы, изучаем стратегии развития крупных корпораций и отраслей экономики. Исходя из этого стараемся скорректировать соответствующие направления подготовки и в значительной степени само содержание программ. Мы расширяем взаимодействия с компаниями реального сектора экономики, привлекаем их специалистов к формированию новых программ, к модернизации существующих, переподготовке преподавателей.

Сейчас один из наших серьезных приоритетов - обеспечение общественно-профессиональной аккредитации ключевых образовательных программ университетов. То есть это аккредитация программ с участием работодателей, передовых компаний в тех областях, для которых мы готовим специалистов.

- Какие новые направления, специальности и специализации будут открыты в вузах в этом году?

- Они постоянно обновляется. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но все время возникают новые направления подготовки, новые специальности. За последние годы целый ряд университетов начали готовить специалистов по нанотехнологиям.

Это большая область, связанная с материаловедением. Постоянно развиваются программы в области информационно-коммуникационных технологий.

- Насколько живо абитуриенты реагируют на эти новые, открывающиеся возможности?

- Пока, к сожалению, не все направления подготовки, которые мы хотели бы расширять в расчете на модернизацию отраслей, престижны для абитуриентов и их родителей.

Прежде всего, это касается широкого круга инженерных специальностей. Но тем не менее в каких-то отдельных направлениях, там, где в отраслях наблюдается оживление, там где корпорации целенаправленно занимаются подготовкой людей для себя, это постепенно происходит. Качество набора улучшается.

- Скажите, когда вы говорите о престижных специальностях, что вы имеете в визу? А точнее, что важно для абитуриентов - хороший заработок, возможность самореализации?

- И то, и другое. Но, конечно, и некоторая романтика специальности все-таки тоже имеет место быть.

- А какие специальности сейчас овеяны ореолом романтики?

- Сейчас, после оживления в авиационной промышленности, ряд авиастроительных компаний начал активную работу со школьниками старших классов. Есть основания говорить, что интерес к авиационным университетам растет. То же самое происходит в атомной отрасли.

- Авария на атомной станции в Японии и критичное отношение к атомной энергетике в мире как-то скорректировали желание абитуриентов работать с "мирным атомом"?

- Пока об этом рано говорить, после аварии прошел только месяц.

- Вы сказали о том, что не все выпускники вузов могут рассчитывать на хорошую работу. Можно ли сказать, каков разрыв между спросом на специалистов и их предложением?

- Мы сейчас внимательно занимались этой проблемой в инженерных специальностях. Примерно треть выпуска имеют шанс получить престижную, хорошо оплачиваемую работу по специальности. Еще какая-то часть выпускников идет на места, связанные с профессией, какая-то находит работу не по специальности. Но постепенно в реальном секторе экономики число рабочих мест, требующих высокой квалификации, увеличивается.

- Какое приблизительно количество выпускников школ идут в вуз просто за дипломом, а не для того, чтобы получить конкретную профессию?

- Наверное, точную цифру никто не знает. Думаю, что значительная часть. Тем более на специальности, которые заведомо невостребованы.

- Это те специальности, с которых мы начали разговор?

- Да, конечно.

- Скажите, а вы не видите проблему в том колоссальном спросе на профессии, связанные с государственным и муниципальным управлением? Чиновниками сейчас хотят быть все, конкурсы здесь по 50-60 человек на место.

- Очень странно предполагать, что молодой человек в 17 лет уже точно знает, что он хочет работать именно на госслужбе. Должен сказать, что с этого года, например, закрыт прием в учреждения среднего профессионального образования по специальностям "Государственное и муниципальное управление".

- Почему?

- Мы не видим большого смысла в производстве таких специализированных людей. Точно не увеличивается количество бюджетных мест на этом направлении.

- Как вы считаете, в чем сегодня состоит философия подготовки бакалавра, магистра, специалиста? Мы все-таки кого готовим - человека с широким кругозором, человека, который решает какие-то конкретные проблемы, человека, который способен перманентно учиться?

- Мы готовим очень разных людей для разных направлений. Какая-то часть готовится для того, чтобы стать исследователями или конструкторами. Их немного. Какая-то часть готовится стать высококвалифицированными линейными специалистами, инженерами. В каких-то направлениях необходима очень узкая специализация. Где-то постоянно необходимо обновлять специализацию.

У нас разные ситуации в машиностроении, в биотехнологии, в медицине, в управлении. У нас разные потребности в каждой из этих областей в исследователях, в управленцах, в линейных специалистах. Поэтому, в общем, и весь мир старается создать очень гибкую систему образования, которая позволяет каждому выбирать эффективные для него лично траектории.

Общая тенденция - человек уже не готовится в высшем учебном заведении один раз на всю жизнь. Все равно при нынешней динамике смены технологий он вынужден несколько раз обновлять свою профессиональную квалификацию. Общемировой тренд - это непрерывное образование.

- Вы заговорили о карьерных векторах, о том, как они менялись, что был бешеный спрос на экономистов и юристов, а теперь явный крен в госуправление. Какая мода придет на смену?

- Я не специалист по моде, но если все будет идти так, как мы пытаемся все вместе спланировать, то все-таки, конечно, должен будет возрастать спрос на специалистов для реального сектора экономики. Должен возникнуть спрос на очень хороших инженеров, на очень хороших специалистов в медицине, на очень хороших конструкторов. То есть на действительно сложные технологические специальности.

- А есть основания надеяться, что в нашей, зависящей от нефти, экономике будут нужны эти специалисты?

- Основания есть.

- Что бы вы пожелали ребятам, которые сейчас стоят на пороге такого важного события, как поступление в вузы?

- Во-первых, прислушаться к себе и понять, какой род деятельности им действительно близок. Помнить, что они сами ответственны за траекторию своей жизни и своей карьеры. Стараться меньше следовать моде, а стараться понять, как их склонности, их желания связаны с тем или иным вузом. Стараться внимательно выбирать вуз, не все они равнозначны. Все-таки хотелось бы, конечно, оканчивать тот вуз, который действительно дает признаваемое всеми образование, который связан с реальной экономикой, в котором тесные связи с реальными компаниями и организациями. И помнить, что процесс образования непрерывен, и готовиться к тому, что...

- Учиться придется всю жизнь?

- Да, всю жизнь.

Пресс-центр Министерства образования и науки РФ

17