«Социальный навигатор» об итогах приемной кампании-2016

09
сентября
2016

8 сентября в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему: «Качество приема в государственные вузы РФ – 2016».

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Александр Соболев подчеркнул принципиальную важность проводимого мониторинга, поскольку он позволяет увидеть картину предпочтений абитуриентов, а соответственно и скорректировать политику по распределению бюджетных мест на следующие годы.

Обсуждение итогов приемной кампании он начал с общей информации о доступности высшего образования в Российской Федерации. Последние несколько лет Министерство образования поддерживает беспрецедентно высокий уровень предоставления бюджетных мест на образовательные программы бакалавриата и специалитета. Примерно 57% выпускников российских школ имеют возможность поступить на бюджетные места. Структура этих цифр базируется на прогнозах кадровой потребности рынков труда, на запросах ключевых работодателей, на анализе трудоустройства выпускников образовательных учреждений. «Так, например, в этом году и на следующий год мы увеличиваем бюджетные места на некоторые специальности, такие как информационные технологии, инженерия, материаловедение», - сказал эксперт, отметив, что качество образования остается одним из основных приоритетов.

Характеризуя приемную кампанию 2016 года, Александр Соболев особо отметил индивидуальные достижения, которые предъявили чуть меньше половины абитуриентов. Чаще всего указывалось наличие аттестата с отличием – 42 тысячи, а более 30 тысяч абитуриентов предъявило сертификат за итоговое сочинение. Причем последний учитывался не только в гуманитарных вузах, но и в инженерных. «Поэтому мой совет абитуриентам – хорошо учиться и знать родной язык», - обратился он к будущим выпускникам школ.

Данное утверждение было подтверждено первым проректором НИЯУ МИФИ Олегом Нагорновым, который характеризуя итоги приемной кампании университета, отметил проводимую вузом поддержку одаренных обучающихся, когда учитываются итоги олимпиад не только в выпускном классе, но и за 8-10. Он также обратил внимание присутствующих на ужесточение требований к абитуриентам, получающим особые права по результатам олимпиад: абитуриент должен иметь не менее 75 баллов по соответствующему предмету.

В рамках обсуждения было особо отмечено, что в ведущие университеты пришли 100-бальники (те, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов, или стал победителем или призером олимпиад школьников, засчитав 100 баллов по соответствующему предмету). По этому показателю НИЯУ МИФИ занял 3 место среди ведущих вузов, доля зачисленных со 100 баллами ЕГЭ - 29,7 %, то есть каждый третий зачисленный в университет – 100-бальник.

Итоги приемной кампании показали тенденцию по выравниванию качества приема на инженерные специальности с экономическими и медицинскими, присущую ведущим вузам. Причем не только на бюджетные, но и на платные места. Несколько вузов, включая НИЯУ МИФИ, имеют порог 80+ баллов у платных студентов инженерных направлений, что было невозможно для бюджетного инженера несколько лет назад. По платному приему в целом у НИЯУ МИФИ наблюдается рост – с 76 до 77.4 балла. А по качеству бюджетного приема НИЯУ МИФИ разделил с МГУ им. М.В. Ломоносова 5-6 позицию, повысив средний балл ЕГЭ поступивших на 1-ый курс на 1.5 балла до 87,8 (в 2015 году НИЯУ МИФИ занимал 8 место).

Участники пресс-конференции выразили поддержку инициативе ИТМО и МИФИ – серьезной мере, связанной с повышением планки ЕГЭ студентам платной формы обучения, когда они ограничили прием, но резко подняли его качество. «Я считаю, что это тенденция наших ведущих инженерных вузов, когда они чувствуют, что люди идут другие, и принимают решительные шаги. Они поднимают планку и не боятся, что в какой-то момент у них упадет прием. Это переход на абсолютно новый уровень, когда в группе «платник» отличается всего пятью баллами от «бюджетника». Это абсолютно другое качество обучения», – прокомментировал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Кроме того, НИЯУ МИФИ стал лидером в группах по трем направлениям подготовки (бюджетный прием): ядерная физика и технологии, автоматика и управление, приборостроение и оптотехника. Положение вуза в группе играет важную роль, поскольку большинство студентов выбирает сначала направление, а потом уже в его рамках учебное заведение.

Если рассматривать естественные науки и инженерию в целом, то здесь прослеживается разнонаправленная тенденция: с одной стороны в среднем балл повышается, очень быстро растут вузы – лидеры по каждому направлению, а с другой еще сильнее опускаются вузы – аутсайдеры, что показывает увеличивающийся разрыв между ними. Это отражает ситуацию, когда люди видят перспективу в карьере инженера, в естественнонаучном образовании, сильные абитуриенты выбирают вузы, обеспечивающие наиболее качественное образование, а растущее количество бюджетных мест в менее престижных вузах занимается «школьными троечниками».

Другим направлением, заслужившим особое внимание участников пресс-конференции, стало педагогическое, где также наблюдается рост среднего балла.

Отдельным вопросом был вынесен прием иностранных абитуриентов в российские вузы. Как сказал Александр Соболев, благодаря увеличению качества отечественного образования, в России «кратно растет набор иностранных студентов», которые сейчас приезжают в наши университеты обучаться не только на бюджетные, но и на внебюджетные места.

Также представитель Министерства образования и науки РФ отметил тот факт, что в этом году 22 российских вуза вошли в рейтинг QS, что является двукратным увеличением за последние три года. В этом году было проанализировано качество приема вошедших в данный рейтинг вузов. Для них увеличение средних балов поступивших составляет от одного балла до примерно двух, и нет ни одного, в котором средний балл поступивших меньше 70. «Это означает, что международное признание является очень важным притягательном фактором, в том числе для поступления не только российских, но и иностранных абитуриентов», – заключил представитель Минобрнауки.

31