Письмо ректору


Новости университета



23.05.2017

НИЯУ МИФИ провел предпрофессиональный экзамен для школьников инженерных классов московских школ

На базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» прошел предпрофессиональный экзамен для школьников инженерных классов столицы.

НИЯУ МИФИ курирует 25 инженерных классов в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Инженерный класс в московской школе». Проект направлен на повышение интереса школьников к инженерно-творческой деятельности, формирование у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей. Сегодня в инженерных классах НИЯУ МИФИ учится 542 школьников 10—11 классов.

В 2017 году в целях  оценки качества обучения в инженерных классах Департаментом образования города Москвы было предложено провести  для учащихся 11-х классов предпрофессиональный экзамен. Предпрофессиональный экзамен – это форма независимой итоговой оценки знаний учащихся по результатам освоения ими предпрофессиональных профильных программ в инженерных классах. Предпрофессиональный экзамен состоит из двух частей:  первая часть (теоретическая)  проводится на базе Московского центра качества образования и оценивается максимально 40 баллов; вторая часть (практическая) проводится   на базе вузов, максимальная оценка – 60 баллов.

К проведению практической части предпрофессионального экзамена в этом году  привлечены 13 ведущих вузов Москвы – участников проекта «Инженерный класс в Московской школе» (НИЯУ МИФИ, МФТИ, МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИТУ «МИСиС», НИУ «МЭИ», НИУ МИЭТ и др.). За успешную сдачу предпрофессионального экзамена правилами приема каждого вуза предусмотрено начисление абитуриентам определенного количества дополнительных баллов за индивидуальные достижения.

НИЯУ МИФИ – активный участник этого престижного пилотного проекта. Эксперты НИЯУ МИФИ принимали участие в разработке концепции экзамена. Преподаватели Предуниверситария приняли участие в разработке контрольно-измерительных материалов для теоретической части предпрофессионального экзамена, которая, в отличие от   заданий ГИА, также имеет  практическую направленность.  Институт общей профессиональной подготовки  и  САЕ совместно разработали методические материалы (задания, критерии оценивания, технические задания) для практической части экзамена и провели экзамен на площадке университета. В рамках крупных профориентационных мероприятий  преподавателями университета проводились мастер-классы по подготовке к экзамену для всех желающих.

Участникам экзамена на площадке НИЯУ МИФИ практическая часть экзамена предлагалась в нескольких вариантах: в форме решения ситуационных задач, в  форме защиты мини-проектов или в  форме защиты долгосрочных проектов. Испытания можно было пройти   по пяти направлениям, предложенным  ключевыми  институтами  НИЯУ МИФИ. Экзамены также были организованы на базе лабораторий институтов и факультетов: электроника, наноэлектроника, микро- и наносистемы – на базе ИНТЭЛ; программирование – на базе ИИКС; проектирование и конструирование ответственных технических систем – на базе ФТФ; биомедицинские технологии– на базе ИФИБ; плазменные технологии – на базе ЛаПлаз.

Экзамен в НИЯУ МИФИ вызвал большой интерес у школьников, в нем приняли участие не только выпускники «мифишных» инженерных классов: для сдачи экзамена наш университет  выбрали  116 обучающихся из 29 школ Москвы.  Самые популярные направления: «программирование» и «проектирование и конструирование ответственных технических систем».  Из-за большого количества желающих сдать экзамен на базе НИЯУ МИФИ испытания проходили два дня – 11 и 16 мая. 

11 мая проводился  экзамен в форме решения ситуационных задач. Школьникам предложили различные исследовательские, инженерные и практические задачи, при решении которых они должны были показать неординарное мышление, творческий подход, знания и навыки в языках программирования, проектировании электрических схем и цепей. Сложность этих задач заключалась не только в том, что эти задания не имеют однозначного ответа, но и в ограничении по времени (на выполнение задания отводилось всего 60 минут). Попробуйте за час предложить принцип действия технической системы, обеспечивающей перемещение датчика ионизирующего излучения в водном фантоме со скоростью не менее 100 мм/с в одном направлении, обосновать его и указать возможные пути его оптимизации. Конечно, не все учащиеся справились, но многие представили практически реализуемое инженерное решение и продемонстрировали умение его визуализировать в виде эскиза или схемы.

16 мая учащиеся сдавали практическую часть экзамена  в форме защиты мини-проектов и долгосрочных проектов. Школьникам были предложены различные темы мини-проектов по шести направлениям институтов НИЯУ МИФИ, в том числе на базе НОЦ НЕВОД. За 90 минут школьникам необходимо было проработать тему проекта, создать алгоритм исследования, провести расчеты, отобрать оборудование и выполнить работу на оборудовании, зафиксировать результаты. На защиту и ответы на вопросы отводилось всего 15 минут.

Другой формой сдачи предпрофессионального экзамена, которую могли выбрать школьники, была защита долгосрочного проекта. На суд беспристрастной комиссии школьники выносили инженерные проекты, над которыми они работали несколько месяцев. Все члены экзаменационных комиссий отметили высокое качество представленных к защите проектов. Особо хотелось отметить проект Н.Н. Ленца «Разработка и создание импульсного лабораторного источника питания», заслуживший наивысшую оценку – 60 баллов. Проект был выполнен на высоком уровне, а сам Н.И.Ленц продемонстрировал глубокое понимание темы проекта.

Подводя итоги первого предпрофессионального экзамена учащихся города Москвы на базе нашего университета, можно с удовлетворением отметить, что старт проекта прошел успешно. Преподаватели институтов отмечают важность этого мероприятия для привлечения в университет одаренной  молодежи, ориентированной на инженерные профессии. Учащимся, показавшим наилучшие результаты по итогам экзамена, было предложено поступать в НИЯУ МИФИ. Для них правилами приема университета предусмотрено 10 дополнительных баллов за успешную сдачу экзамена в рамках индивидуальных достижений.


Количество показов: 271

Возврат к списку


Добавить комментарий