В НИЯУ МИФИ состоялась Первая Всероссийская научная конференция «Теология в гуманитарном образовательном пространстве»

16
июня
2017

14–15 июня при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия проведена Первая Всероссийская научная конференция «Теология в гуманитарном образовательном пространстве».

Как отметил председатель оргкомитета конференции, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион, впервые на научном форуме, имеющем всероссийский статус, собрались руководители органов государственной власти, ответственные за выработку и осуществление научно-образовательной политики, представители религиозных традиций, ректоры, профессора и преподаватели светских и церковных вузов, в которых реализуются образовательные программы по теологии.

Были рассмотрены проблемы и перспективы развития теологии как отрасли знаний, – и в научно-академическом аспекте, и в аспекте межрелигиозного сотрудничества. Внимание было обращено и на отечественный, и на мировой опыт. Состоялось обсуждение успешных моделей теологического образования в государственных и частных, светских и церковных вузах.

Особую тональность конференции задало приветствие Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, которое огласил митрополит Волоколамский Иларион. «Признание государством теологии, как научной специальности, создание диссертационных Советов и экспертного Совета ВАК знаменует собой начало нового этапа в истории российского образования и науки. Все это свидетельствует о том, что общество постепенно освобождается от груза ложных представлений и идеологических штампов прошлого, в соответствии с которыми вне науки оставалось знание, не вписывавшееся в рамки материалистической философии и естествознания 19-го века», – констатирует Предстоятель Русской Православной Церкви.

Убедительный экскурс в непростую и порой драматическую историю отечественного богословского образования сделала Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, подчеркнув, что на сегодняшний день в стране «сняты все ограничения и нет никаких препятствий для того, чтобы развивалась и расширялась эта область научного знания».

Конечно, на эту тему еще будет много дискуссий и «естественники во всех средствах массовой информации будут задавать вопросы», предполагает министр, но теология развивается. В 51 вузе открыты профильные кафедры, предусмотрено поступательное увеличение количества бюджетных мест на специальность «теология».

Говоря о наиболее важных задачах, министр отметила необходимость осмысления тех фундаментальных основ, которые дала нам эта наука. Необходимо  понять место теологической науки среди других отраслей научного знания, определить основные принципы, методы работы, которые всегда обеспечивают теологии устойчивую специфику, «не позволяя свести теологические исследования к совокупности смежных гуманитарных дисциплин». Особое внимание министр акцентирует на подготовке научных кадров, укреплении кафедр теологии, поддержке научно-богословских проектов, которые несут глубокое мировоззренческое содержание.

В приветственном обращении к участникам конференции руководителя администрации Президента РФ А.Э. Вайно признание теологии в нашей стране как комплексной научной образовательной дисциплины названо «важным значимым результатом многолетнего конструктивного взаимодействия органов власти, религиозных организаций, педагогических экспертных кругов, мощным стимулом для развития гуманитарного знания, продвижения в общество традиционных духовных и нравственных ценностей». Обращение огласил помощник Президента РФ А.А. Фурсенко. Андрей Александрович также обратил внимание коллег на остро стоящую проблему воспитания молодых поколений, связав ее решение с развитием гуманитарного пространства, «важной частью которого несомненно является теология».

Председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ, ректор РУДН В.М. Филиппов  отметил, что сегодняшнее отношение в обществе к теологическому образованию строится на основе множества мифов и устаревших стереотипов. По словам В.М.Филиппова, эти стереотипы отчасти вызваны идеологической зашоренностью, обусловлены воздействием многолетней агрессивной антирелигиозной пропаганды, а отчасти и тем, что сами преподаватели-теологи не всегда учитывают современные реалии в жизни общества и не стремятся преодолевать устаревшие стереотипы в открытой дискуссии.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Теология в современной России: становление отрасли».

По свидетельству владыки Илариона, на протяжении многих десятилетий теология была искусственно выброшена из образовательного пространства, однако сейчас эта противоестественная ситуация исправлена, и теология заняла свое законное место в системе гуманитарных наук, преподаваемых в светском университете.

При этом, напомнил архипастырь, с самого начала проект введения специальности «Теология» в светское образовательное пространство России носил межрелигиозный характер. «Теология - систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, она формирует религиозное мировоззрение. Создание качественной и современной системы теологического образования в такой стране, как Россия, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий, ― один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нем», ― подчеркнул председатель ОВЦС.

Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения означает изучать их в обширном контексте религиозной традиции, как и изучение философских текстов и идей требует их рассмотрения в контексте философской традиции, напомнил иерарх: «И для этого необходимо систематическое теологическое образование, важным элементом которого является внутренняя коммуникация в сообществе теологов, включающем и преподавателей, и учащихся. В этом отношении теология обладает всеми чертами, характерными для других научных дисциплин. Соединение в рамках теологии личного опыта и теологических компетенций с научной методологией исследования дает эффект, который невозможен при внешнем, отстраненном подходе к религии». Было отмечено, что теологические компетенции и теологические взгляды на изучаемые явления и процессы полезны, а иногда необходимы специалистам в других науках, в поле зрения которых находятся человек, природа или общество.

Признание научного статуса теологии соответствует современному мировому опыту и стратегии интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество, констатировал владыка Иларион, подчеркнув: «Но важно, чтобы теология стала открытой к общественным и социальным проблемам, решаемым в нашей стране, а ее роль в общем научно-гуманитарном пространстве полноценно использовалась для развития межрелигиозного диалога и сотрудничества».

При этом выступающий отметил, что говорить о теологии как «новой» отрасли знания можно только в нынешнем российском контексте. Исторически именно теология стояла у истоков университетского образования, и все крупнейшие университеты Западной Европы начинались как теологические школы.

Митрополит Волоколамский Иларион особо остановился на важнейшей тенденции последних лет в российском образовательном пространстве: постепенном сближении сферы конфессионального духовного образования со сферой светского образования. «В советское время эти сферы были разведены, между ними была выстроена глухая непроходимая стена, ― напомнил он. ― Сегодня эта стена разрушена, свидетельством чему стала, в частности, государственная аккредитация нескольких ведущих духовных школ Русской Православной Церкви».

Одним из действий, направленных на повышение уровня образования в духовных школах Русской Православной Церкви, стало введение единого образовательного стандарта. До этого учебные программы одной семинарии или академии могли разительно отличаться от программ другой духовной школы аналогичного уровня.

Как рассказал владыка участникам конференции, еще одним масштабным проектом, который осуществляется в Русской Православной Церкви, является создание новых учебников для духовных школ. Архипастырь представил собравшимся сигнальные экземпляры трех учебных пособий, которые накануне были одобрены на заседании Высшего Церковного Совета.

Коснувшись решения о присуждении ученых степеней не по «смежным» отраслям, как это предполагалось раньше (философия, история и др.), а именно по теологии, ректор ОЦАД подчеркнул: «Это означает, что теперь в своих исследованиях теолог уже не обязан «подгонять» богословские темы под эти смежные науки и работать с оглядкой на специфику конкретно-научных методологий или академических привычек, распространенных в соответствующих сообществах специалистов. Мы можем смело опираться на собственно теологическую методологию и разработку теологической проблематики (включая вопросы догматического, литургического пастырского богословия, библеистики и др.). Это ставит перед нами новые задачи по наполнению отрасли знания «Теология» реальным контентом».

По мнению митрополита Илариона, на нынешнем этапе необходимо выделить внутри отрасли знания «Теология» конкретные направления ― православное, исламское, иудейское. «Полагаю, что проектирование теологии как отрасли знания должно учитывать перспективу постепенного формирования полноценных групп специальностей, относящихся к определенной религиозной традиции или конфессии», ― продолжил иерарх.

«Для того, чтобы развивать научную отрасль «Теология», мы должны не смешивать религиозные традиции, а изучать каждую из них в отдельности, – выразил уверенность митрополит Волоколамский Иларион. ― При этом важно находить в них, при всех вероучительных и культурных отличиях, общее ценностно-мировоззренческое ядро, и исследовать его с позиций теологии. В этом залог взаимодействия различных религий, этносов и культур, а в долгосрочной перспективе ― залог сохранения единства нашей великой многонациональной страны, которое мы обязаны сберечь не только для себя, но и для будущих поколений».

Ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов высказал уверенность, что добавление к гуманитарному блоку университета кафедры теологии  приносит много системообразующих принципов воспитания студентов, их ориентации на выверенные веками общечеловеческие ценности. Напомнив, к каким тяжелейшим последствиям приводили отступления от ценностей предков, ректор подчеркнул, что даже в советское время идеологи коммунизма, чтобы мотивировать людей на великие свершения, вынуждены были апеллировать к устоям, уходящим корнями в религиозную традицию.

Как отметил ректор НИЯУ МИФИ, и на заре 21-го века религия имеет огромное значение для миллиардов людей именно потому, что апеллирует к вечным ценностям. Она дает человеку не просто интеллектуальные, а нравственные ориентиры в том числе традиции самоограничения, что очень важно в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса.

Это концепция нравственных идеалов, не позволяющая разрушать ориентиры общества и личности. Оценивая ситуацию современной России, можно констатировать, что социальная дифференциация общества, экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание многих социальных и возрастных групп. Особенно для нас важно – на молодежь.

В случае технического университета эта задача становится еще более ответственной, потому что во многом его выпускники обеспечивают деятельность технологического и оборонного сектора страны. Рассказав на примере НИЯУ МИФИ об опыте развития в университете гуманитарного сектора образования, М.Н.Стриханов  отметил, что теология в техническом вузе — это не экзотическая образовательная дисциплина, не прихоть представителей Церкви, не попытка вторгнуться в чужое пространство, чтобы навязать религиозное мировоззрение, не препятствие в преподавании традиционных научных дисциплин.

Ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина А.А. Федоров выступил с докладом «Теология и педагогическое образование», в котором, в частности, рассказал об осуществляемой с 2004 года сетевой программе с РПЦ в области теологии,  по которой уже выпущено 200 человек. 

В рамках конференции также состоялись заседания круглых столов по темам: «Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы», «Теология и образовательные стандарты», «Теология как пространство межконфессионального сотрудничества».

 

70