НИЯУ МИФИ определил победителей олимпиады НТИ профиля «Ядерные технологии»
12 марта школьники старших классов из многих городов страны, среди которых Санкт-Петербург, Новосибирск, Комсомольск-на-Амуре Железногорск, Курск, приехали в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» на финал Олимпиады Национальной технологической инициативы по профилю «Ядерные технологии».
Целью Олимпиады НТИ, организованной Российской венчурной компанией и Агентством стратегических инициатив в партнерстве с крупнейшими техническими университетами и корпорациями страны, является поиск и развитие талантов для Национальной технологической инициативы – программы по созданию принципиально новых рынков и обеспечению глобального технологического лидерства России к 2035 году. Олимпиада проходит по 17 образовательным профилям, которые соответствуют отраслевым приоритетам научно-технического развития России.
За НИЯУ МИФИ закреплен профиль «Ядерные технологии». Это абсолютно новое направление соревнования, появившееся в 2017 году впервые, когда наш университет, заинтересованный в талантливых, мотивированных к инженерному образованию абитуриентах, предложил профиль, соответствующий основной образовательной повестке вуза.
После строгого отбора из четырех тысяч школьников старших классов на знание физики, математики, теоретических основ ядерных технологий и навыков решения задач к финальному этапу было допущено 66 увлеченных наукой ребят.
Задания для заключительного этапа были разработаны сотрудниками НОЦ НЕВОД Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ, и это не случайно. Как сказал автор задач, молодой ученый и преподаватель НОЦ НЕВОД Егор Задеба, Институт ядерной физики и технологий сочетает в себе два направления: фундаментальные исследования свойств материи, элементарных частиц и субатомных состояний и прикладные, связанные с ядерными технологиями.
«Именно поэтому мы решили разработать проект, который сочетал бы в себе особенности как одного, так и другого направления. В ходе заключительного этапа ребята должны создать дозиметр, который в режиме реального времени измеряет радиационный фон. Одновременно те же детектирующие элементы выполняют роль детектора космических лучей, с помощью которого можно измерить микросекундное время жизни таких элементарных частиц, как мюоны. Таким образом, созданный школьниками прибор будет одновременно решать как прикладную задачу радиационного контроля, так и фундаментальную задачу исследования свойств потока вторичных космических лучей».
Стоит отметить, что уникальный «Экспериментальный комплекс НЕВОД» является единственной в мире научной установкой, которая позволяет проводить фундаментальные и прикладные исследования, например, прогнозирование состояния околоземного пространства, исследования с использованием природных потоков частиц на поверхности Земли.
В рамках Олимпиады НТИ была организована большая деловая программа, ориентированная на педагогов, обеспечивающих организацию и сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся, а также преподавателей вузов, осуществляющих довузовскую профильную подготовку одаренных школьников и профориентационную работу. Прошла целая серия круглых столов, семинаров и мастер-классов, на которых всесторонне были рассмотрены вопросы формирования интереса школьников к инженерным специальностям.
В ходе семинара «Наукоемкие инженерные проекты в школе и вузе» участники обсудили возможности реализации в образовательном процессе проектов, обладающих высокой степенью научного содержания и нацеленных на конечный востребованный продукт. Как отметил модератор семинара, декан инженерной школы Московского политехнического университета Андрей Андрюшков, такой тип проекта является важнейшей формой инженерного образования. В ходе семинара участники представили различные модели использования проектного обучения в образовательном процессе университета и школы и поделились опытом их применения.
Руководитель отдела методологии АНО «Корпоративная Академия Росатома» Ульяна Раведовская раскрыла секреты и технологии создания новых современных образовательных форматов, «чтобы идти в ногу со временем». В рамках мастер-класса «Новые образовательные форматы: на одном языке с молодым поколением» участники не только узнали о технологиях, специфике новых форматов, которые можно использовать при разработке учебных программ для студентов, но и потренировались в применении их на практике.
Важную тему ранней профориентации школьников и подготовки к чемпионату профессионального мастерства Worldskills предложил обсудить директор Центра по развитию рабочих и инженерных компетенций АНО ««Корпоративная Академия Росатома» Алексей Пономаренко. В коллективном диалоге участники искали ответы на вопросы, как заинтересовать школьников в получении инженерного образования и какую роль в этом играет движение Worldskills.
И вот итоги определены, в конвертах – имена победителей!
В торжественной церемонии вручения дипломов и памятных призов победителям и призерам Олимпиады Национальной технологической инициативы по секции «Ядерные технологии» приняли участие первый проректор НИЯУ МИФИ О.В. Нагорнов, директор образовательных проектов Госкорпорации «Росатом» В.В. Карезин, член Оргкомитета олимпиады НТИ, проректор Е.Б. Весна, председатель методической комиссии А.А. Петрухин, и секретарь оргкомитета Олимпиады НТИ А.И. Федосеев.
Лучше всех с задачей справилась сборная команда «МИКРОН» (Маргарита Кудрявцева (Новокузнецк), Семён Фадеев (Иркутск), Егор Черкашин (Санкт-Петербург), Владислав Румянцев (Новосибирск), Диана Тимохина (Новосибирск)), в числе победителей и призёров в индивидуальном зачёте - старшеклассники из Новокузнецка, Санкт-Петербурга, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре, Железногорска и Новосибирска. Полный список победителей находится на сайте Олимпиады НТИ.
«Олимпиада НТИ – это реальный шанс понять, где вы можете применить и реализовать свой талант и знания, определиться и выбрать правильный путь, – обратился к финалистам Валерий Вячеславович Карезин. – Например, поступить в НИЯУ МИФИ или другие опорные вузы Госкорпорации «Росатом», а интересные задачи по строительству АЭС, созданию лазерных установок и суперкомпьютеров мы вам обеспечим в дальнейшей работе на предприятиях корпорации».
«Создать прибор, запустить его и успеть обработать результат, то есть за два дня проделать настоящую научно-исследовательскую работу – это была очень непростая задача, требующая не только знаний, но и умений работать в команде. И мне очень приятно, что эта цель была достигнута! –руководитель НОЦ НЕВОД Анатолий Афанасьевич Петрухин рассказал, как ребята работали над проектом, придуманном и разработанном в научном центре. – Ребята работали слаженно, увлеченно, с энтузиазмом и именно командная работа позволила достичь результата».
Обращаясь к победителям индивидуального первенства, проректор НИЯУ МИФИ Елена Борисовна Весна подчеркнула, что их успех в значительной степени зависел от работы команды. «И еще об одной команде я бы хотела сказать: за этот период вы влились в научный коллектив НЕВОД, а значит - в команду НИЯУ МИФИ. Это видно по вашим отзывам о совместной работе в период олимпиады. Поэтому мы, безусловно, будем рады видеть вас студентами нашего университета!»
«Что касается НИЯУ МИФИ, то с этого года мы приняли решение принимать победителей Олимпиады НТИ без экзаменов! – отметила Елена Борисовна Весна.
Победители и призеры получили памятные подарки от организационного комитета, а самое главное – дипломы, которые им дадут льготы при поступлении в ведущие вузы страны, поскольку профиль «Ядерные технологии» входит в перечень Российского совета олимпиад школьников.
Итак, соревнование завершилось, сложные задачи успешно решены и ребята с удовольствием поделились своими впечатлениями (кстати, многие из них рассматривают возможность поступления в НИЯУ МИФИ):
Ирина Ляликова, победитель олимпиады, г. Курск, школа №6:
– Для меня это новый опыт, новый формат соревнований, раньше в таких не участвовала. Мне понравилось работать в команде, я получила новые навыки, например, в программировании.
Сергей Киселев, победитель олимпиады, г. Комсомольск-на-Амуре, лицей №1:
– Да! Это была очень интересная олимпиада, требовались не только теоретические знания, а умение работать в команде, придумывать инженерные решения, то есть делать что-то руками, а не только головой.
Илья Козлов, призер олимпиады, г. Железногорск, гимназия №91:
– Мы приехали командой из шести человек. Задача была сложная и, я бы сказал, неожиданная. Я с нуля научился программировать в ходе выполнения заданий, приобрел опыт работы. Мне стало гораздо понятнее, что из себя представляет учеба в ядерном университете, и теперь проще определиться с выбором куда поступать.