В НИЯУ МИФИ прошел Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор»

08
февраля
2019

А вы знаете, что умные кроссовки – это уже реальность, электричество можно получить из грязи в ближайшей луже, а тележка в Ашане может обладать искусственным интеллектом и отвечать на вопросы? Об этом и не только с 1 по 3 февраля школьники рассказывали всем желающим в НИЯУ МИФИ. В эти дни в стенах университета состоялся Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор». Для участия в конкурсе школьники 9-11 классов выполнили инженерно-исследовательскую работу в рамках перечисленных секций (физика и астрономия; математика; биология и экология; химия; информатика; робототехника) и представили тезисы работы в адрес оргкомитета.

В этом году работы поступили из 35 субъектов РФ: от Калининграда до Красноярска, от Мурманска до Сочи и Крыма, а также из Казахстана, Украины, Белоруссии. На финал конкурса был отобран 301 проект из 548 представленных (в 2018 году в финал прошли 245 проектов из 469 представленных). Это говорит о существенном росте интереса к конкурсу и повышению уровня представленных проектов.

В приветственном слове ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов подчеркнул значимость конкурса, в частности проектной деятельности. «Вы – представители того поколения, которое будет определять, как будет развиваться наша страна и мир. Кроме знания предмета, надо знать стыковочные дисциплины, постоянно совершенствоваться, учить несколько языков», – обратился к школьникам Михаил Николаевич. Юниор – это национальная площадка для отбора в Международный конкурс научного и инженерного творчества школьников Intel ISEF (Intel ISEF), на который ежегодно съезжаются более 2 тысяч школьников из более 100 стран. Ежегодно 6-7 победителей Юниора входят в российскую команду на Intel ISEF. За 21 год участия в Intel ISEF юниоровцы завоевали 87 наград. В завершении выступления ректор пожелал участникам успешно работать, победить и поступить в ведущие вузы России и мира.

От лица Госкорпорации «Росатом» напутственные слова школьникам сказал руководитель образовательных программ Блока по управлению инновациями Госкорпорации «Росатом» П.В. Сушков: «Росатом – это корпорация знаний, и мы понимаем под этим, что это и залог, и результат нашего успеха как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Именно поэтому нам так важно, чтобы в мир физики-инженерии приходили новые умы и беспокойные сердца». По словам Павла Владимировича, Юниор – лучший инструмент, который ведет в науку и помогает лучше понять свои интересы и мотивацию. «Желаю плодотворной работы, новых идей, ярких впечатлений, интересных встреч и всего вам доброго», – обратился к участникам П.В. Сушков.

Многолетним спонсором конкурса является известный производитель программных продуктов – фирма «1С». Руководитель Федерального проекта 1С-клуб программистов Н.В. Семенова отметила, что конкурс всегда находится в фокусе особого внимания: «Это лучшая проектная олимпиада для школьников. А проекты важны не только в науке, но и в бизнесе. Важно уметь работать в команде, взаимодействовать друг с другом. Участвуйте, набирайтесь опыта, открывайте новые возможности, ищите себя и, конечно, побеждайте».

Помимо Госкорпорации «Росатом», конкурс поддерживает целый ряд крупных корпораций, в том числе АО «Росэлектроника». Директор по внешним коммуникациям АО «Росэлектроника» А.В. Брыкин в своем выступлении подчеркнул, что в будущем школьникам важно сделать правильные выводы для развития в профессиональном ключе: «Надеюсь, что жизненный путь вы свяжете с профессиональной деятельностью в России. Это важно, нужно, интересно и познавательно». Арсений Валерьевич пожелал ребятам успехов в этом конкурсе и профессиональных побед в сотрудничестве с ключевыми работодателями, представляющими лидеров высокотехнологичного сектора российской экономики – Росатом, Роскосмос, Ростех и Росэлектроника.

В этом году конкурсу исполнилось 22 года. В истории Юниора много славных страниц. О них, о традициях и о критериях оценки проектов рассказал бессменный руководитель жюри конкурса, заведующий кафедрой информатики и процессов управления, профессор А.Д. Модяев. «Проект – это результат вашей интеллектуальной деятельности, и мы смотрим на этот продукт с позиции необходимости решения этой задачи, актуальности постановки, новизны предлагаемых решений, объема выполненных работ к реализации проекта, каким образом использовались экспериментальные установки и компьютерная техника при обработке интерпретации результатов, подготовки презентации». Как сказал Алексей Дмитриевич, ценность подобных конференций – встречи друг с другом, профессиональное общение, обмен идеями и мнениями.

Об итогах отборочной кампании этого года, о регламенте проведения конкурса, о важных рекомендациях и советах рассказал член оргкомитета конкурса, доцент кафедры теоретической ядерной физики С.Е. Муравьев.

Ребята защищали свои проекты перед жюри, в состав которого традиционно вошли не только представители НИЯУ МИФИ, но и других ведущих московских вузов, сотрудники РАН. Это позволило объективно, всесторонне и квалифицированно оценить работы школьников.

Несколько защит проходило в дистанционном формате: школьники Нижегородской области представляли проекты и писали олимпиаду на базе Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.

Уровень представляемых проектов оказывается очень высоким, что свидетельствует о растущем интересе российской молодежи к инженерным специальностям. Например, ученики 10 класса Предуниверситария НИЯУ МИФИ Максим Лёвкин и Александр Пинчук представили проект «BiGiPiS» – умные кроссовки и мобильное приложение. Цель – упростить и обезопасить навигацию на местности без использования устройств, отвлекающих внимание. Принцип кроссовок работы их очень прост: если вам нужно повернуть налево, вибрирует левый кроссовок, направо – правый. И руки на холоде не замерзнут держать телефон, и быть в тренде у вас также получится.

Под руководством исследователей ИИКС НИЯУ МИФИ ученицы 11 класса Наталья Ивлеева и Инна Ларина выполнили проект «Многофункциональная система ориентирования», помогающий слепому или слабовидящему человеку ориентироваться и перемещаться в незнакомом пространстве, идентифицировать окружающие его объекты, добираться до пункта назначения.

Ученик 11 класса школы №1533 «ЛИТ» Пётр Шумнов рассказал, зачем создал умного аранжировщика: «Целью моего проекта было создать приложение, которое бы позволяло гитаристам автоматически генерировать аккомпанемент к своим партиям. При помощи него музыкант может создать разные аранжировки своей песни, нажав всего пару кнопок. Для решения задачи использовались методы машинного обучения. Это значительно выделяет данный проект на фоне аналогов, поскольку позволяет научить программу сочинять партии для любого инструмента в любом жанре».

Победителей и призеров конкурса поздравили и наградили почетными грамотами, ценными призами и сертификатами руководители Институтов НИЯУ МИФИ, а также партнеры конкурса.

Стоит отметить, что конкурс «Юниор» входит в Перечень олимпиад школьников 2018-2019 учебного года, поэтому победители и призеры конкурса смогут получить значительные льготы при поступлении в вузы РФ.

По результатам представления работ оргкомитет конкурса определил сборную России на международный конкурс инженерного творчества школьников Intel ISEF (12-17 май, 2019, США). В нее вошли: Наталия Ивлиева и Инна Ларина (г. Москва, лицей №1511 Предуниверситария НИЯУ МИФИ); Юрий Батраков и Иван Мараев (г. Москва, лицей №1511 Предуниверситария НИЯУ МИФИ); Игорь Мезенцев (г. Москва, школа имени Маршала В.И. Чуйкова); Михаил Бойм и Василий Митурич (г. Москва, школа имени Маршала В.И. Чуйкова).
56