Учёные создали экологически чистые наночастицы графена для медицинского использования

май
2019

Сотрудники лаборатории нано-биоинженерии НИЯУ МИФИ совместно с бразильскими коллегами разработали экологически чистый способ получения графеновых наночастиц и изучили их применение для лечебных и диагностических целей. Работа опубликована в международном журнале Materials Science and Engineering C.

Классические способы получения наночастиц графена требуют использования опасных реагентов, что осложняет их применение в биомедицине. Новый безопасный метод получения частиц позволяет использовать их для животных и людей.

Авторы исследования разработали экологически чистый способ получения наночастиц графена и методику создания радиоактивных меток на их основе. Нанометки на основе графена считаются перспективными инновационными инструментами для медицинской диагностики и локального терапевтического воздействия, однако их поведение в организме и потенциальная мутагенность были недостаточно изучены.

Эксперименты на мышах показали, что распределение таких наночастиц в живых организмах и их накопление в различных органах в нормальном состоянии и при воспалительном процессе можно отслеживать. Тесты на культуре клеток продемонстрировали, что меченые радиоактивными изотопами графеновые наночастицы обладают мутагенной активностью.

1.jpg

«Исследование расширяет области применения такого уникального материала, как графен, а также демонстрирует возможности эффективного и нацеленного на результат сотрудничества ведущих университетов стран БРИКС в областях химических и биологических технологий», – комментирует один из авторов работы профессор И. Р. Набиев.

Предложенный учёными способ получения наночастиц графена и методики их радиоактивного мечения открывают перспективы внедрения новых методов диагностики, терапии и мониторинга результатов лечения – как с использованием графеновых частиц, так и с помощью интегральных диагностических систем, разработкой которых также занимается лаборатория профессора И.Р. Набиева в НИЯУ МИФИ.