Искусственный интеллект, меняющий мир к лучшему: школьники представили свои идеи на практике в НИЯУ МИФИ

27
июня
2019

В июне в ИИКС НИЯУ МИФИ проходила «Летняя производственная практика» школьников десятых классов московских школ. В рамках одного из модулей («Парадигмы виртуальной и смешанной реальности для искусственного интеллекта») преподаватели НИЯУ МИФИ читали лекции об искусственном интеллекте и проводили практические занятия с использованием шлема виртуальной реальности, программы автоматического распознавания эмоций FaceReader, виртуальной маски, копирующей выражение лица человека и способной выражать собственные эмоции, и другими инструментами. Практические занятия основывались на разработках сотрудников НИЯУ МИФИ, сделанных в рамках гранта РНФ 18-11-00336. Молодые практиканты также участвовали в экспериментах с записью электромиограммы лица и в экспериментах с фМРТ (на базе НИЦ «Курчатовский институт»).

Во время практики школьники получили первичные навыки разработки игр, задействующих эмоциональный интеллект, и проведения экспериментов на основе VR/MR-систем с участием испытуемых. В качестве финального задания ребятам было предложено написать эссе о будущем искусственного интеллекта и возможностях его использования. Выдержки из них мы публикуем на нашем сайте.

Богдан Турусов: «В моём представлении искусственный интеллект — это мозг, не ограниченный природными пределами. Находясь в виртуальном пространстве, он способен развиваться с неимоверной скоростью. Когда появляется какой-либо вопрос, человек размышляет над ним, отталкиваясь от своего опыта и знаний, выбирая из нескольких вариантов решения оптимальный. Искусственный интеллект делает то же самое намного быстрее.

У человека всегда много вопросов, и чем больше ответов мы получаем, тем больше становится новых вопросов. Наши знания можно представить как заполненный круг: они находятся внутри него, а всё, что за его пределами, нам неизвестно. Благодаря учёным мы постоянно увеличиваем радиус этого круга — так развивается человечество. Но с помощью продвинутого искусственного интеллекта можно будет совершить прорыв во всех областях жизни и добиться невероятных высот».

Эмиль Насыров: «Я считаю, что в идеале искусственный интеллект — это некоторая система, которая способна сама ставить себе задачи и решать их. ИИ вполне может превзойти человеческий мозг. Но для этого он должен уметь мыслить, рассуждать, строить логические цепочки, контактировать с другими живыми существами и себе подобными системами, развиваться и размножаться (создавать себе подобных). ИИ должен действовать не по алгоритму, а самостоятельно принимать решения.

Станет ли ИИ угрозой человечеству? Я думаю, это зависит от того, как будет устроено его мышление. Если учёные смогут понять, откуда берутся мысли у человека, и смогут передать этот принцип машине, то вполне вероятно, что ИИ может стать угрозой для человека.

Несмотря на это, я считаю, что ИИ должен оставаться полностью неконтролируемым. Это должен быть организм, который живет по своим правилам. Для создания ИИ в первую очередь необходимо досконально изучить принцип работы человеческого мозга, и, как я считаю, это будет возможно благодаря нейробиологам».

Сергей Боим: «Люди часто бывают недовольны властью, ведь у каждого руководителя всегда есть свои недостатки. Так почему бы не поручить эту функцию кому-то другому? В Древней Руси главой государства стал Рюрик, приглашённый из Скандинавии. В наше время таким персонажем может стать искусственный интеллект. Лишённый недостатков и крайне мудрый правитель, он сможет переделать наше общество так, чтобы всем было хорошо.

Наша культура научила нас бояться подобных сюжетов (например, художественные фильмы «Терминатор» и «Матрица»). Но я считаю, что подобных страшных исходов можно избежать. Если ИИ будет обладать настоящими эмоциями, у него будет способность к эмпатии. Возможность сопереживать и правильное «воспитание» сделают ИИ чувствительным и желающим помогать.

Как должен выглядеть подобный искусственный интеллект, спросите вы? Я считаю, что у него не должно быть какого-то центрального ядра. ИИ должен представлять собой сознательный интернет, то есть быть везде, в каждом компьютере и телефоне. Жутковато. Но его можно научить уважать личное пространство и данные. Подобные качества должны быть не частью «воспитания», их стоит заложить ещё на стадии кодирования наравне с тремя золотыми правилами робототехники».

Владислав Птушко: «ИИ полезен при работе с большими объёмами данных, например, в юриспруденции. Во время судебного заседания судья учитывает множество факторов, таких как поведение обеих сторон конфликта, представленные ими доказательства и показания, после чего составляет цельную картину произошедшего и выносит вердикт. С помощью искусственного интеллекта этот процесс можно значительно ускорить и, что более важно, сделать суд непредвзятым. Сейчас в Европе проходят испытания такие искусственные адвокаты, а в Соединённых Штатах они уже приступили к работе по защите подсудимых».

Станислав Цепляев: «Сейчас искусственный интеллект всё больше внедряется в нашу повседневную жизнь: самоуправляемые машины Uber, дроны-доставщики Amazon, боты, ответственные за клиентский сервис — искусственный интеллект занимает всё больше рабочих мест человека. Но что насчёт креативной сферы? Думаю, тут в ближайшее время ИИ не сможет полностью заменить человека, но творческие люди и роботы должны работать рука об руку.

Например, в 2015 году в Университете Торонто появился проект DesignScape, который представляет собой умного компаньона для начинающих дизайнеров. Он не пытается выполнить всю работу за человека, а скорее выступает в роли учителя, который подталкивает к оптимальным решениям. Так, работая вместе, человек и искусственный интеллект могут достичь великолепных результатов, которых они никогда бы не добились в одиночку».

Валерия Уварова: «Часто у обучающихся бывает разный уровень знаний, разные способности, жизненный опыт и мотивация. Некоторым программа кажется слишком лёгкой, а другим — невыносимо трудной. В результате преподаватель всё время оказывается перед сложной задачей — обеспечить приемлемую успеваемость «слабых» учеников и не отбить желание учиться простым материалом у сильных. Искусственный интеллект и адаптивные технологии могут решить эту проблему.

Виртуальный помощник может отслеживать успеваемость каждого отдельного обучающегося и либо подстраивать порядок показа блоков курса под его способности, либо информировать преподавателя о том, какой материал усвоен хуже, а какой — лучше.

Идея обучения, которое ведется без привлечения преподавателей-людей, т.е. полностью силами искусственного интеллекта, также активно развивается. Однако сфера приложения такого подхода лежит за пределами общеобразовательных учреждений, где эмоциональное общение детей с учителем — один из основополагающих принципов. Обучение без участия преподавателя сегодня успешно применяется в онлайн-образовании.

Также искусственный интеллект может помогать врачам диагностировать заболевания. С помощью алгоритмов машинного обучения он быстро просканирует научную литературу по нужной теме, изучит имеющиеся в доступе похожие случаи и предложит план лечения. Более того, ИИ сможет обеспечить индивидуализированный подход, приняв во внимание сведения о генетических особенностях пациента».

Тимофей Дегтярёв: «Для меня ИИ — это в первую очередь помощник человека, ведь всем нам время от времени нужна помощь.

Сегодня распространено создание бионических протезов конечностей. После заживления операционной раны нерв может передавать двигательные сигналы. Эти сигналы воспринимает датчик, установленный в протезе, и осуществляет движения. В этом процессе участвуют сложные компьютерные программы, которые я хотел бы заменить на искусственный интеллект. Он будет быстро адаптироваться к любой ситуации и значительно облегчать человеку жизнь».

Степан Соколов: «Искусственный интеллект может быть полезным и для контроля за окружающей средой. Например, в будущем может существовать система, которая будет следить за лесами и обитающими в них животными и растениями. Всё лесное пространство могут покрыть дроны, которые будут замечать очаги пожаров, браконьеров или незаконную вырубку деревьев. Полученные данные будет анализировать компьютерный “мозговой центр” и отправлять информацию ответственным лицам, например, егерям и лесникам. Эта же система сможет помогать сертифицированным охотникам, подсказывая удачные места для охоты, и обычным посетителям, рассказывая о состоянии растительного и животного мира на этой территории».

106