
Могут ли гости из других измерений оказаться в нашем? Доцент НИЯУ МИФИ Егор Задеба объясняет принципы квантовой механики
— Квантовая механика говорит: если мы смотрим на мир, он меняется (принцип неопределенности). Возможно, без нашего взгляда его просто не существует. А если смотрит муравей? Животное?
— Если говорить строго, то квантовая механика не делает подобных утверждений. Скорее это научно-популярная трактовка её особенностей. Чаще всего про влияние наблюдателя на ход физических процессов говорят при объяснении принципа неопределенности Гейзенберга. Под наблюдателем в физике подразумевается любое измерительное устройство, будь то специальный прибор или глаз человека. Муравей, обладающий зрением, слухом и обонянием, также является классическим наблюдателем. А вот если дать муравью интерферометр, то наблюдателем становится уже сам прибор. Как наблюдение влияет на объект? Например, чтобы увидеть что-то в микроскоп, нужно облучить этот объект светом — он рассеется, отразится от него, другими словами, при наблюдении мы на объект повлияем.
— Поговорим про постоянную Планка. В популярной литературе говорят, что это граница между нашим, четко очерченным, «правильным», миром, и микромиром, напоминающим фантастический сон. Что это вообще за постоянная такая?
— Постоянная Планка – это физическая константа, связывающая, например, длину волны фотона и его энергию. Проще говоря, чем больше длина волны фотона, тем меньше его энергия, а наша постоянная – просто коэффициент пропорциональности. Энергия радиоволны меньше, чем видимого света, а его фотоны менее энергичны, чем рентген. В современной физике постоянная Планка фигурирует наравне с многими другими фундаментальными постоянными, например с Постоянной тонкой структуры. Я бы не стал определять границу между макро- и микромиром по постоянной Планка. Как правило, в нашем «большом мире» мы не видим квантовых эффектов из-за декогеренции.
— А это что такое?
— Представьте, что вы строитель, и у вас есть сверхпрочные кирпичи (кванты стройки). Собрать из них что-то меньше размера кирпича не выйдет, они же не колются. Собрать объект размером в полтора кирпича тоже не получится. А вот дом из них можно собрать практически любой формы, где-то играя зазором, где-то количеством раствора. То есть неделимость (квантованность) строительного материала становится заметна с уменьшением размера того, что ты строишь. Где в этом примере грань между микро- и макромиром, решите для себя сами.
— Могут ли все-таки законы микромира проникать в наш мир?
— Один из главных законов микромира — это уже упомянутая нами квантованность. Например, спутник может вращаться вокруг нашей планеты на великом множестве орбит, он может спуститься на метр ниже, выше, он мало чем ограничен. А вот электрон в атоме должен иметь строго фиксированную орбиталь, на которой у него будет фиксированная энергия. Чтобы возбудить атом и перенести электрон на более высокий энергетический уровень, ему нужно передать энергию, строго равную разнице между орбиталями. Никакую другую энергию атом не воспримет. По этой причине, кстати, стекло прозрачно – свет не может поглотиться его атомами, энергии фотонов видимого света не соответствует ни один электронный переход в стекле.
Обычно квантовые эффекты хорошо заметны в макромире при сверхнизких температурах. В теплом веществе атомы двигаются, электроны находятся в возбужденных состояниях, энергетические уровни заметно размыты. А вот при температурах около нуля по Кельвину (-273,15 градуса Цельсия) атомы покоятся, возбуждения нет, и ведут они себя все одинаково. Вещество в таких условиях может отдать или принять строго фиксированную долю энергии. Например, холодная жидкость не теряет и не принимает энергию от трения, потому что её недостаточно для возбуждения «замерзших» атомов. Возникает явление сверхтекучести, очень важное в современной технике. Наряду со сверхпроводимостью, это наглядные примеры проявлений квантовых эффектов в нашем мире. В каком-то смысле техника уже размыла границу между мирами, и человек применяет эффекты «странного мира» в своей повседневной жизни.
— Могут ли существа из другого измерения прийти к нам?
— Не стоит понимать другие измерения буквально. Экспериментальные данные не свидетельствуют о существовании новых измерений. В большинстве теорий они появились как удобный математический трюк, позволяющий элегантно решать сложные задачи. Многие из них решаются при условии, что измерений бесконечное количество. Но даже физики-теоретики не теряют связь с реальностью. И все подтвержденные теории в конечном счете проецируют множество «дополнительных» измерений на понятные нам: длину, ширину, высоту и время.
Источник: КП