В НИЯУ МИФИ прошли семинары по развитию одаренности у детей и подростков

28
апреля
2012

17, 18 и 20 апреля 2012 г в НИЯУ МИФИ прошла серия межрегиональных семинаров «Развитие одаренности у детей и подростков в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования на базе центра при НИЯУ МИФИ». Каждый семинар соответствовал определенному профилю естественнонаучного цикла: физическому, математическому, химическому. Семинары проводились как очно, так и в дистанционном режиме. Среди участников – представители городов, где расположены обособленные структурные подразделения НИЯУ МИФИ (Волгодонск, Димитровград, Лесной, Нововоронеж, Трехгорный, Саров, Снежинск, Северск, Озерск, Ангарск), а также городов, где есть школы-партнеры университета: Липецк, Сосновый бор, Удомля, Тамбов, Электросталь, Ковров, Курчатов, Дмитров, Калининград, Смоленск, Полярные Зори. Всего в семинарах приняло участие более 300 специалистов из всех Федеральных округов РФ, работающих в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования: преподаватели вузов, учителя физики, математики, химии и руководители школ, гимназий, лицеев, центров образования.

Открыл семинар ректор НИЯУ МИФИ Михаил Николаевич Стриханов, который рассказал о Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, подчеркнув особую важность проблемы поиска и поддержки одаренных учащихся для развития системы инженерного образования в России.

С пленарным докладом выступил вице-президент Российской академии образования Д.И.Фельдштейн. В своем докладе Давид Иосифович рассказал об особенностях современного детства и подходах психологической науки к развитию способностей и личности одаренного ребенка.

Доклад первого заместителя председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Л.Н.Духаниной «Одаренность: мифы и реальность» затронул вопрос о роли одаренности в современном обществе. «Одаренность является важным человеческим ресурсом, пренебрежительное или невнимательное отношение к которому может иметь серьезные социальные последствия» - отметила Л.Н.Духанина. Отдельно Любовь Николаевна выделила приоритетные направления деятельности Общественной палаты РФ: содействие формированию национальной системы выявления и государственной поддержки талантов из различных возрастных и социальных групп; работа над законопроектами, создание «социальных лифтов» для одаренных людей, «инфраструктуры поддержки одаренности» человека в течение всей жизни и др.

Выступление ведущего специалиста Ресурсного центра НИЯУ МИФИ Е.А.Солодовой было посвящено особенностям реализации различных моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования для развития одаренности у детей и подростков. «Конечная цель взаимодействия «вуз – лицей» – не обеспечить в данный момент максимум одаренных учеников, а обеспечить их динамическое самовыдвижение, т.е. процесс саморазвития. Поэтому ведущая методология исследования – теория самоорганизации – синергетика», - отметила Евгения Александровна. После она рассказала о каждой из традиционных моделей: «Заочная школа», «Лицей при вузе» и «Школы-партнеры-вуз» и о новых моделях взаимодействия «Вуз-школа»: «Ученик-научный наставник вуза», «Филиал кафедры вуза при лицее» и «Виртуальная лаборатория вуз-лицей».

Заместитель центра довузовской подготовки НИЯУ МИФИ, заведующий кафедрой физики НИЯУ МИФИ В.В. Грушин рассказал об актуальных проблемах повышения качества школьного образования по физике.

Руководитель Заочной школы НИЯУ МИФИ, доцент кафедры электротехники НИЯУ МИФИ Н.В. Варламов в своем докладе «Портфолио школьника» на веб-сайте дистанционных олимпиад заочной школы НИЯУ МИФИ» осветил вопрос организации работы с одаренными детьми и подростками в заочной школе НИЯУ МИФИ по физическому профилю, а также обозначил проблемы и перспективы.

Декан ФПКПК НИЯУ МИФИ С.В. Киреев выступил с обзором разработанных в НИЯУ МИФИ модульных программ повышения квалификации по физическому профилю для педагогов и преподавателей, работающих в системе взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования, направленных на поддержку одаренности детей и подростков. Доклад автором был закончен словами «Поддержка и развитие одаренности детей и подростков - наша общая задача. Решим ее вместе!».

На семинарах также выступали:

  • начальник центра довузовской подготовки НИЯУ МИФИ, председатель Центральной предметно-методической комиссии по информатике Всероссийской олимпиады школьников В.М. Кирюхин с докладом «Информационная поддержка функционирования моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования для развития одаренности у детей и подростков с использованием сетевых ресурсов университета»;
  • профессор кафедры экономики и менеджмента в промышленности НИЯУ МИФИ А.И. Гусева с докладом о технологиях дистанционного обучения на ФПКПК НИЯУ МИФИ, системе дистанционного и электронного обучения «Мифист»;
  • первый заместитель ответственного секретаря приемной комиссии НИЯУ МИФИ В.И. Скрытный о методах выявления одаренных учащихся в области естественных и точных наук;
  • директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, доцент кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ А.В.Леонтович с докладом «Проблемы лицейского образования в современной России».
  • доцент кафедры высшей математики НИЯУ МИФИ С.А. Гришин с докладом «Методики обучения профильному курсу математики с учетом специфики подготовки школьников к всероссийским предметным олимпиадам, подходы по решению задач ЕГЭ уровня С»;
  • доцент кафедры общей химии НИЯУ МИФИ Е.А. Ананьева с докладом «Развитие одаренности у детей и подростков в рамках модели «Филиал кафедры вуза при лицее» с учетом специфики учебных программ по химии и направлений деятельности НИЯУ МИФИ»;
  • доцент кафедры общей химии НИЯУ МИФИ А.Б.Федянин с докладом «Основные методические подходы к организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, одаренных в области физики и математики, для повышения мотивации при изучении дисциплин химико-биологического профиля. Опыт взаимодействия кафедры общей химии с лицеями при МИФИ».

Прошедшая серия семинаров проведена при финансовой поддержке ФЦПРО (Госконтракты № 03.P20.11.0072 (Ф-100) и № 03.P20.11.0087 (Ф-127)).

Семинары позволили познакомить широкую педагогическую общественность с уникальным опытом работы Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» с одаренными школьниками, вооружить заинтересованных педагогов новыми эффективными технологиями работы с юными талантами – будущими инженерами и исследователями в области естественных наук.

47