В университете проведена проектная сессия «Стратегия научных и научно-образовательных структурных подразделений МИФИ»

22
декабря
2015

18 – 19 декабря в НИЯУ МИФИ была проведена проектная сессия «Стратегия научных и научно-образовательных структурных подразделений МИФИ», которая дала старт оформлению заявок университета на конкурс научных проектов в рамках Проекта 5-100.

Задача, связанная с достойным выступлением НИЯУ МИФИ в этом высокоуровневом статусном состязании, требует максимальной консолидации и самоотдачи научно-образовательного актива университета, поэтому оба дня в работе сессии участвовал весь руководящий состав университета, руководители и ведущие сотрудники научно-образовательных Центров (Центров превосходства) и давние партнеры НИЯУ МИФИ – эксперты Центра стратегических разработок во главе с президентом ЦСР В.Н. Княгининым, который выступил в качестве ведущего сессии.

Импульс работе был задан вступительным словом ректора НИЯУ МИФИ М.Н.Стриханова. Он проинформировал коллег о проведенном ЦСР исследовании деятельности университета, которое выявило ряд «интересных и, вместе с тем, крайне нелицеприятных для нас результатов». Во многом это связано с недостаточной эффективностью при переходе на новую научно-образовательную инфраструктуру университета – от факультетов к научно-образовательным Центрам.

Особое внимание ректор обратил на требования, согласно которым должна развиваться программа конкурентоспособности НИЯУ МИФИ, сделав акцент на базовом финансировании, академических подразделениях и научных проектах.

Президент ЦСР В.Н.Княгинин начал с рассказа о трансформации политики государства в отношении университетов. «В будущем у нас будет так называемая Высшая лига – это участники Проекта 5-100 и некоторое количество вузов, живущих по своим правилам. Первая лига – вузы, попавшие в число опорных и часть исследовательских университетов. И все остальные, «профсоюзные команды», которые будут готовить бакалавров и больше походить на институты старой эпохи», – сказал В.Н.Княгинин.

Далее эксперт на ряде примеров показал, насколько разными могут быть пути развития университетов. Что касается МИФИ, то, по мнению В.Н. Княгинина, нашему университету правомерно сделать ставку на Центры, поскольку они имеют исследовательскую тематику. Эта тематика и должна потом тянуть за собой новые направления подготовки.

Во-вторых, университет должен перейти на следующий этап программы конкурентоспособности. Это означает фокусирование на ведущих тематических приоритетах и концентрацию ресурсов.

Эксперт объяснил, каким образом эту концентрацию нужно осуществлять. Необходима структура, где должны быть сконцентрированы и финансы, и человеческие ресурсы, и управленческие ресурсы. «Она должна обладать определенной самостоятельностью, быть организационно выверена. Ресурсы должны работать. Руководителем должен быть тот, кто способен определить проект, распределить работу и ресурсы, реализовать проект и распорядиться полученным результатом», – сказал В.Н.Княгигин.

Чтобы в университете произошли перемены, академическая единица должна быть достаточно большой по объемам и выполнять в той или иной степени три функции в разных комбинациях: исследование, образование, инновационное предпринимательство.

В чем смысл выделения академических единиц с точки зрения Минобрнауки? «Ресурс надо дать в ту точку, где происходят ключевые изменения», – отметил эксперт. По его словам, необходимо «проверить, кто из новых академических единиц способен к прорывным действиям».

На первом этапе участникам сессии, распределенным на 7 групп, было предложено восстановить историю преобразований в МИФИ. Выделить наиболее значимые решения или события, которые поменяли или меняют модель вуза. Определить, в какую сторону движется университет. А также указать основные проблемы и ограничения развития НИЯУ МИФИ.

Вторая часть работы заключалась в создании проекта, который будет обеспечивать развитие вуза до 2020 года. Для этого необходимо выявить объект, структурные блоки, восстановить функциональные связи и определить ключевые требования.

Следующий шаг – сопоставить план с дорожной картой МИФИ. То есть определить, каким образом созданный проект обеспечит движение в рамках этой карты.

На завершающем этапе нужно зафиксировать, как этот проект будет реализовываться. «Как из исходной точки, в которой мы находимся сейчас, мы перейдем к целевой точке, той, которую мы нарисовали на втором шаге. Таким образом, мы получим экспликацию дорожной карты МИФИ», – подчеркнул Владимир Николаевич.

Уже на следующий день группы презентовали свои проектные инициативы. Каждое из выступлений вызвало живой интерес у коллег и множество вопросов, предполагающих тщательную доработку презентаций, а в ряде случаев – даже кардинальные изменения, работа над которыми должна быть проведена в довольно сжатые сроки.

По итогам работы проектной сессии были определены ближайшие задачи. Во-первых, – провести обучение проектному менеджменту. Для вуза ключевым моментом является вычленение зоны проектного управления. «Весь университет под проектное управление мы вывести не можем, поэтому мы должны очертить какие-то зоны», – пояснил Княгинин.

Второе – провести лекционную программу по лучшим практикам. Темы будут следующие: бакалавриат и магистерские программы, формирование новой структуры вуза, организация аспирантуры. Как подчеркнул Владимир Николаевич, исследовательская деятельность МИФИ растет. Очевидно, что стать ведущим университетом, сосредоточившись только на базовой профессиональной подготовке, невозможно. «Как только мы уходим в исследовательский университет, то магистерский уровень, а особенно аспирантский, у нас выпрыгивает вверх». Поэтому мы изучим некие готовые материалы для размышлений. Исходя из полученных знаний, можно будет вынести для себя понимание, как поступить, что делать.

Третий момент, который выделяет эксперт, это grand challenges. Необходимо ориентироваться на большие повестки, на большие структуры, куда идут деньги и где приковано внимание правительства. «Как только при презентациях мы сваливаемся в узкоспециальные вещи и не удерживаем grand challenges, то нас не слышат те, кто выделяет обычно финансирование», – отметил Княгинин.

Четвертая цель – определить требования к программе научных исследований всего МИФИ. Сейчас упор ставится на научную тематику. Центрам важно располагать своими самостоятельными исследовательскими программами и стратегиями. «На рынке знаний, образовательных услуг редко кто выступает как самостоятельная уникальная единица. Как правило, игроки используют групповые стратегии, иначе абитуриент ничего не выберет, не сможет разобраться», – пояснил Владимир Николаевич.

Пятая задача – определить перспективную структуру вуза. Если этого не сделать, то Центры будут путаться: «то ли они макроцефалы исследовательской лаборатории, то ли перелицованный факультет».

В заключение Президент Фонда «ЦСР» выделил основную проблему: необходимо создать academic units, чтобы конкурировать с лучшими мировыми вузами.

После речи Владимира Николаевича с комментариями выступил ректор. Он поддержал идею проектного менеджмента. «У нас люди способные, талантливые, но слабо обучены дискутировать в проектной форме», – заметил ректор. Также ректор отметил четыре обязательных пункта в работе Центров, которые нужно учитывать: в чем мировая уникальность, в чем интерес России, что будет конечным продуктом и кто будет осуществлять софинансирование.

Работа над формированием проектных инициатив продолжается в ежедневном режиме. Следующий «прогон» презентаций запланирован в рамках Научной сессии НИЯУ МИФИ 26 декабря.

39