III Стратегическая сессия для НИЯУ МИФИ

29
января
2016

25-28 января на III стратегической сессии, которую в очередной раз провели для НИЯУ МИФИ эксперты и модераторы бизнес-школы СКОЛКОВО, одним из важных пунктов программы стало выступление заведующего кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ, члена правления Центра стратегических разработок «Северо-Запад», советника генерального директора Госкорпорации «Росатом» Петра Щедровицкого.

Необходимость участия известного российского философа в мероприятиях, определяющих стратегию развития университета, обозначил модератор стратегических сессий Андрей Волков. «При анализе сегодняшнего положения дел мы в своей работе сильно сосредоточены на себе, а вуз существует в очень широких контекстах, – отметил эксперт СКОЛКОВО. – Само название программы повышения глобальной конкурентоспособности указывает на наднациональный контекст, а у нас в этом плане пока мало что зафиксировано».

По его словам, лекция Петра Щедровицкого призвана значительно расширить знания о мировом пространстве, где складываются различные типы исследовательской, инженерной и образовательной деятельности, а рефлексия лекции при работе в группах должна помочь решению одной из главных задач, стоящих сегодня перед университетом – определению ключевых шагов по реорганизации системы управления вузом. Именно такие предложения должны разработать участники стратегической сессии в результате коллективной интенсивной работы.

Лекция Петра Щедровицкого была наполненной и очень разноплановой; ее задачей, в том числе, было показать, перед какими вызовами окажется учебное или научное заведение в самое ближайшее время. Двухдневный семинар-тренинг известный российский философ начал с обозначения четырех основных проблемных полей, которые стоят на повестке дня тех изменений и реформ, которые начались в сфере высшей подготовки кадров и высшего образования. При этом лектор считает, что увидеть эти проблемы внутри учебного заведения трудно, для этого необходимо выйти из внутренней позиции, для чего он привел примеры мирового образования.

При ранжировании по срокам актуализации проблемы распределяются так: самый краткосрочный вызов заключается в том, что в мире меняется технологическая платформа. «Мы начинаем иначе учить, процесс подготовки кадров строится по другому принципу, чем 15-30 лет назад, что, в основном, связано со 100%-й информатизацией образования. Т.е. часть учебных транзакций переходит в другие форматы, возникают он-лайн технологии, кардинальным образом меняющие содержание обучения». Петр Щедровицкий уверен, что при этом нельзя взять старую программу и немного ее переработать – придется полностью изменить систему обучения, учить придется другому и по-другому.

Среднесрочный вызов, по мнению эксперта, это – изменение институционального ядра учебно-образовательных процессов. Если раньше ядром институционального процесса являлось учебное заведение, то теперь таким ядром становится индивидуальная образовательная программа, привязанная к конкретному человеку. И теперь все финансовые, методические и др. ресурсы должны переструктурироваться вокруг индивидуума, который сам будет выстраивать траекторию своего обучения и выбирать вуз, в который он принесет свои деньги. Поэтому вуз должен иметь бренд, чтобы его выбрали.

Следующий вызов Петр Щедровицкий условно назвал третьей промышленной революцией – это вопрос адекватности системы подготовки инженерных кадров новым требованиям к необходимым квалификациям и компетенциям.

И четвертый, самый долгосрочный, связан со сменой онтологии – управленцы, инженеры, преподаватели должны правильно представлять научную и образовательную картину мира.

Далее Петр Георгиевич провел подробный анализ с позиции системы разделения труда тех факторов, которые влияют на новую стадию развития человечества, а слушателям было предложено сделать собственные выводы по поводу места России, российского образования, и, в частности, места МИФИ в этой системе, понять, как и куда нам предстоит трансформироваться.

Очень важно, что Петр Георгиевич занимается данной темой около 10 лет и у него накоплен колоссальный фактический, иллюстративный материал, с помощью которого он наглядно показал все детали и нюансы происходящих в мире изменений.

Лектор рассмотрел исторические аспекты формирования новых технологических платформ в контексте глубины разделения труда. «Разделение труда, – лектор привел цитату А.Смита, – является единственным источником богатства, экономического роста и процветания страны, так как приводит к взрывному росту производительности производства, снижает себестоимость продукта, повышает уровень зарплаты». Все остальное не имеет никакого значения – ни инвестиции, ни законы, ни человеческий капитал, только технологическое разделение труда. Классическим примером, подтверждающим это высказывание, Петр Щедровицкий считает созданную Генри Фордом систему разделения труда (конвейер) при производстве автомобилей в начале 20 века.

Взяв систему разделения труда как концепцию, лектор применил ее к анализу промышленных революций. По шкале, предложенной экспертом, сегодня мы живем в эпоху третьей промышленной революции, которая началась после Второй мировой войны. Смена технологической платформы всегда сопровождается углублением разделения труда, что приводит к изменениям в экономической сфере, запускает новый экономический цикл. Поясняя этот вывод, П.Г.Щедровицкий сделал экскурс в историю, когда в разные века в разных странах система разделения труда давала мощный импульс развития. И в каждом случае менялся технологический уклад.

В рассмотренных примерах лектор проследил закономерность, что каждый раз географическое месторасположение нового лидера СРТ не совпадало с прежним: Голландия, Англия, США – и каждый раз старая инфраструктура мешала новой, ее приходилось или ликвидировать, или кардинально перестраивать.

Зародившаяся новая система создает новые требования в том числе и к образовательным учреждениям, преобразовывает систему высшего образования, а вместе с ней и структуру университета. Подразумевается, что и внутренняя система разделения труда университета изменится. Университеты должны принять этот вызов, понять свое место в этой системе и вовремя отреагировать.

Совершенно меняется и роль фабрик знаний. Университет, по выражению Петра Щедровицкого, «становится точкой сбора или концентрации рассеянных мировых знаний». Но это только одна из ролей, которые приобретает университет. Сегодня у высшего учебного заведения совершенно иная позиция как у места подготовки кадров под новую систему разделения труда.

Появляются специальности, которых раньше либо не было, либо они были узко заточены. Как пример, лектор привел позицию системного инженера - она распадается на несколько подспециальностей с совершенно новыми характеристиками, в частности с высокой социальной, управленческой квалификацией. Это означает, что социально-гуманитарный блок становится полноправным базовым образовательным блоком.

В новых условиях Петр Георгиевич отметил роль инноваций в системе подготовки кадров. Он выразил мнение, что успешными будут вузы, которые смогут работать с новыми прорывными направлениями. Центр стратегических разработок «Северо-Запад» выделяет в качестве ядра новой технологической платформы три направления: дигитализацию (все в цифре) и цифровое 3D проектирование, создание новых материалов, в том числе с управляемыми свойствами, умные системы управления.

Роль инноваций лектор продемонстрировал на примере Левенского католического университета. Университет сделал ставку на создание пояса инновационных разработок – создавались предприятия на основе ноу-хау, возникали технологические стартапы, которые строились вокруг продвижения на рынки новых продуктов. Произошло сращивание академической и предпринимательской сфер. Как следствие – феноменальный финансовый и производительный рост, несопоставимый с медленным течением внедрения научных разработок. Сегодня треугольник Левен-Эйдховен-Аахен - один из самых активно развивающихся инновационных кластеров в Европе.

Еще один из моментов, который отметил Петр Георгиевич, это то, что сейчас ни одна кампания, ни одна корпорация в мире не в состоянии удержать и создавать знания, адекватные тем колоссальным объектам, которыми им приходится управлять. Следовательно, следует наступление эпохи глобальных знаний, знания станут распределенными, а значит открытыми. Тут может возникнуть опасение, что все в мире будут знать, например, как создать атомную бомбу. Однако знать и суметь ее создать – это разные вещи, уверен лектор.

В течение цикла из пяти лекций российский философ предоставил слушателям огромный уникальный материал, подготовленный по результатам своих размышлений и исследований. Неудивительно, что лекция вызвала очевидный интерес у слушателей, об этом свидетельствовали многочисленные вопросы, которые переходили в довольно активные дискуссии.

Участникам стратегической сессии предстояло понять вызовы к высшему образованию, обозначенные П.Г.Щедровицким, переосмыслить их в применении к университету и учесть в своих проектах по реорганизации НИЯУ МИФИ, чтобы совместными усилиями университет стал вузом, отвечающим всем требованиям современного высшего образования.

По итогам лекции участники стратегических групп поделились впечатлениями:

Юрий Сибирмовский, группа «Образование»:

В лекции Петра Георгиевича показана очень интересная историческая перспектива, я лично для себя узнал много нового по поводу истории промышленности и инженерии, инженерного дела в целом. Что было важно для нашей презентации, то это, естественно, понятие системного инженера, с которым в таких подробностях мы не были знакомы, и понятие того, какие компетенции должны быть у современного инженера – это мы постарались учесть в своем докладе и учтем в нашей дальнейшей работе.

Евгений Солдатов, группа «Исследования»:

Сказать, что лекция понравилась – это ничего не сказать. Мы посмотрели на некоторые вещи с совершенно другой стороны, в другом разрезе. Может быть, мы интуитивно их понимали, но никогда не смотрели в разрезе разделения труда. Эту парадигму мы использовали в своем проекте.

Алексей Егоров, группа «Человеческий капитал»:

Было интересно, потому что такой информации конкретно об инженерном образовании и инженерном подходе ранее я не слышал. То, что есть в книгах, не покрывает и часть информации, которую дал Петр Георгиевич и этим его рассказ ценен. В историческом плане, в плане логики рассуждений все очень интересно и целостно. Пока сложно определить, насколько полезной окажется лекция для работы группы, потому что для оценки должно пройти немного времени, необходимо материал усвоить.

Владимир Кислов, группа «Форсайт»:

Мне, как выпускнику технического факультета нашего вуза, было интересно узнать экономические тонкости, которые нам не преподавали, в частности, про систему разделения труда, как это развивалось, про технологические платформы. Конечно, этой информации мне не хватало, и Петр Георгиевич дал достаточно знаний в этой области.

Лекция оказалась очень полезна в работе группы - в плане понимания будущих шагов развития во всех направлениях. Лектор показал ретроспективу, которая поможем нам в работе плодотворно двигаться дальше.

91