Лекция И.Л. Волгина «Судьба писателя как текст: Достоевский VS Толстой»

17
октября
2016

Все человечество делится на три части: те, кто уже читал Достоевского, те, кто

еще не читал и те, кто никогда не прочтет

Вторая лекция Академических чтений НИЯУ МИФИ была посвящена русской литературе, причем рассматривалась она с необычной позиции. Игорь Леонидович Волгин* историк, писатель, президент Фонда Достоевского, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, предложил слушателям лекции обратить внимание не только на произведения русских писателей, но и на их жизни.

В этих судьбах много совпадений, своеобразных закономерностей. Специалисты могут увидеть в этом архетипический текст, который требует "расшифровки". Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, хоть и жили в одну эпоху, так и не встретились лично. Но по многим свидетельствам мы можем судить о напряженности их духовного диалога.

В начале XX века в России существовала формальная школа, в которой утверждалось, что биография писателя не важна – вот есть текст, и мы лучше поработаем с текстом. Иосиф Бродский говорил, что можно провести все жизнь в лагере и не написать ничего, а можно провести ночь с девицей и написать «Я помню чудное мгновение…». Но уже Анна Ахматова про самого Бродского, когда его сослали, сказала: «Рыжему делают биографию», а когда ее спросили, какова была биография Мандельштама, она ответила: «Для поэта – идеальная». То есть вся жизнь поэта или писателя, несомненно, влияет на его творчество.

Игорь Леонидович в своей лекции коснулся важного вопроса: зачем мы изучаем биографии гениев? Ответ, на его взгляд, прост: гений – это мы. Гений – это предельная демонстрация возможностей человеческого духа. Это одинаково верно для разных областей – как в поэзии, так и в физике. Гений – выразитель национальных доминант. «Попробуйте изъять из русской истории биографии Пушкина, Достоевского, Толстого – это будет уже история другой страны». Причем литературные события в русском менталитете воспринимаются как реальные. Вся русская философия материализовалась через литературные тексты.

Среди русских писателей есть некие моменты, их сближающие, есть некая типология. Например, внесение христианских начал в практику повседневной жизни – это точка совпадения в мировоззрении Толстого и Достоевского. Хотя Достоевский и Толстой, конечно, очень различаются по взглядам. Толстой в своих произведениях пытается твердым словом объяснить подробно весь подтекст. Поэтому его фразы так сложны – он использует много придаточных предложений для объяснения мыслей. А у Достоевского мы видим «систему повествовательных намеков» (как ее называет сам Игорь Леонидович), которая оставляет читателю большой простор для воображения. Это два разных подхода в писательстве.

По документам биографий Достоевского и Толстого видно, какая шла «перекличка» между этими гениями, хотя они так и не встретились. Если мы сопоставим последние дни Достоевского и Толстого, то нам откроется интереснейшее наблюдение. Последним чтивом Достоевского было письмо Толстого, которое Федору Михайловичу прислали из Ясной Поляны. Это письмо лежало на рабочем столе Достоевского в день его смерти 28 января (9 февраля) 1881 года. А сам Лев Николаевич, уже после ухода своего незримого собеседника, перед смертью читал один из важнейших его трудов – Братьев Карамазовых. Это уже был 1910 год.

Но оба автора сходились в мысли, что для общества России особенно важна христианская этика, нравственность, внесение этих начал в практику повседневной жизни. По их мнению, нет двух нравственностей – для государства и для людей, например. Эти принципы должны быть едины. И в России бывает даже выгоднее поступиться своими интересами во имя идей, человеческих ценностей.

Некоторые моменты дискуссии после лекции:

Вопрос: что может дать современным писателям и научным работникам изучение произведений Достоевского и Толстого?

Ответ: на этот счет вспоминается то, что сказал Альберт Эйнштейн: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» Для физиков знание поэзии не является остаточным принципом, потому что формирует стиль и тип мышления.

Вопрос: У Толстого творчество позднего периода сильно отличается от раннего. Скажите, Достоевский как-то повлиял на это?

Ответ: Конечно, поздний Толстой отличается. Здесь интересно, что сразу несколько гениев русской литературы (Гоголь, Достоевский и Толстой) в поздний период творчества пытаются повлиять на общество напрямую. Они как бы отрицают литературу и пишут такие произведения, которые направлены на прямой диалог с читателем. Толстой под конец вообще практически порывает с литературой, не публикует тексты. Но то, что повлиял Достоевский на него – это вряд ли.

Вопрос: Согласны ли Вы с тем, что фрагментация современного общества связана с тем, что у нас мало выдающихся личностей на нашем культурном поле, которые притягивали бы к себе и создавали бы единый культурный код? Может быть, это связано с обществом потребления, что понижает средний уровень культуры и грамотности.

Ответ: Конечно, современные технологии, например, это с одной стороны – великое благо, а с другой стороны – великое зло. Первые стихи об Интернете написаны еще Пушкиным: «…тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». Шутка это, конечно. Сейчас информация доступна. Но чем легче ее добывать, тем хуже она усваивается. Это закон. Сейчас эпоха такая, что популярные тексты рецептурны: чтобы создать модный текст, надо соблюсти пропорции определенных элементов. А великий писатель связан с тем, что происходит в стране. Если не появляется такой писатель – значит, нет великих потрясений.

_____________________________________________

*Игорь Леонидович Волгин доктор филологических, кандидат исторических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького, руководитель (с 1968 г.) легендарной Литературной студии МГУ «Луч», академик РАЕН, президент Фонда Достоевского и вице-президент Международного Общества Достоевского (International Dostoevsky Society), член Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра. Автор многих книг о Достоевском и работ по истории русской литературы. Автор телесериалов «Жизнь и смерть Достоевского», «Из истории русской журналистики» и др. Лауреат премий: журнала «Октябрь» (1998, 2010), премии Правительства Москвы в области литературы (2004), российско-итальянской литературной премии «Москва-Пенне» (2011), Премии Правительства Российской Федерации (2011), Ломоносовской премии (2014). Автор и ведущий интеллектуального ток-шоу «Игра в бисер». Член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации.

Литература для чтения:

Волгин И.Л. Персональные данные. - М.: Время, 2015

Волгин И.Л. Последний год Достоевского. Изд-е 4-е, испр. и доп. // М.: АСТ. – 2010.

Волгин И.Л. Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г. // М.: Либерея. – 2000.

Волгин И.Л.
Уйти ото всех. Лев Толстой как русский скиталец (в составе книги «Лев Толстой. Последний дневник». // М.: ИКАР (Изд-во ВК). – 2010.

21