«Мое образование – МИФИ»: как физик стал режиссером
Кузнецов Максим Сергеевич – член Русского Географического общества, один из инициаторов создания кинопроекта «По дорогам и бездорожью истории», цель которого – организация экспедиций на внедорожниках и съемка авторских документальных фильмов со значительной долей спортивно-приключенческой составляющей. Сейчас он – режиссер, а еще Максим Сергеевич – выпускник НИЯУ МИФИ. В 1976 году он поступил на кафедру №37, факультет «Экспериментальная и теоретическая физика». По словам Кузнецова, поступил «просто и без раздумий», потому что родители режиссера работали в этой отрасли и советовали сыну пойти по их стопам.
7 мая в НИЯУ МИФИ Максим Кузнецов представил свой фильм «Чума. Хроники Третьего рейха», где описывается весь путь нацизма в Германии, от его зарождения до разгрома в 1945 году: «Два десятилетия, спрессованные в 20 минут стремительной кинохроники, как прививка против утраты иммунитета к фашизму».
Нам удалось поговорить с Максимом Сергеевичем и узнать больше про его жизненный путь: как прошли студенческие годы в НИЯУ МИФИ, чем он занимался после окончания университета и как он пришел в кинематограф.
- Вы работали когда-нибудь по профессии?
- Да, конечно. После окончания МИФИ я был стажером-исследователем, продолжал обучение в аспирантуре. Я написал кандидатскую и прошел предзащиту, но времена были такие, что пришлось заняться бизнесом, поэтому решил, что мне больше не понадобится степень, и на защиту не пошел. Сейчас понимаю, что все-таки надо было найти время и завершить процесс защиты.
- Когда ушли из профессии и занялись бизнесом, Вам пригождались знания, полученные в НИЯУ МИФИ?
- Я думаю, что каждому человеку было бы полезно получить базовое техническое образование, лучше – университетское, поскольку умение выстраивать логические цепочки, систематизировать большие объемы данных, осваивать большие объемы информации в кратчайшие сроки, трансформировать их, находить в их переплетении какую-то новизну – это все необходимо в любой профессии. Кстати, я не знаю ни одного специалиста, кто первым базовым образованием имел бы, например, кинематографическое образование, а потом ушел бы работать в физику, а вот обратных примеров – полно. Поскольку я сейчас работаю в кино, то знаю достаточно много людей из МИФИ, которые работают в этой сфере. Например, Александр Гундоров заканчивал МИФИ на год позже меня, сейчас он – продюсер, достаточно давно в кино работает. Александр Ведерников – фотограф, его выставка представлена в НИЯУ МИФИ на четвертом этаже. Алевтина Губачева – креативный продюсер в кинематографе, также закончила МИФИ. Не знаю, как сейчас, но раньше все лауреаты Нобелевской премии по экономике имели первым базовым образованием математическое или физическое. Получив такое образование, человек достаточно легко входит в другую профессию, дополнительно приобретя некоторые знания, которые, как я уже говорил, легко и быстро осваиваются технарями.
- В каких сферах Вы себя пробовали?
- Я люблю все пробовать. Например, когда я пришел в НИЯУ МИФИ, то занялся самбо, высот не достиг, но мне это было интересно. Я даже два года тренером проработал, мальчишек из 542 школы тренировал, еще общественной работой много занимался. У меня было много разных увлечений, но в конце 80-х – начале 90-х я уже видел, куда все идет, и нужно было пробовать делать свой бизнес. Вместе с приятелем мы зарегистрировали фирму, а потом два года носились, пытались научиться зарабатывать. Время было тяжелое, потому что здесь, в институте, пошли сокращения, жена полгода не получала зарплату, маленький сын, теща-инвалид, а денег – нет практически, и надо как-то выживать. Тогда я решил, что нужно сконцентрироваться на одном направлении, и на защиту не пошел, а так бы сейчас кандидат физико-математических наук сейчас кино снимал.
- Есть ли у Вас забавные истории, связанные со студенческой жизнью в МИФИ?
- Помню, на последних курсах, когда сложные предметы пошли, например, «теоретическая физика твердого тела» у меня возникли трудности. Был один преподаватель, который меня не любил, я не знаю почему, но так уж вышло. Однажды, на семинаре он устроил проверку домашнего задания и одновременно дал задачи, которые нужно было решать, пока он проверяет. Естественно, никто не делал задачи для семинара, все сидели и готовились к проверке домашнего задания. Так вот, этот преподаватель идет по рядам, проверяет ДЗ и параллельно выбирает «жертву»: «Покажите, как вы решаете задачу. Ах, вы не решаете!» – так он выгнал нескольких студентов из аудитории, и тут я понимаю, что я – следующий на очереди. Я даже задание не успел переписать, а преподаватель говорит: «Кузнецов, а вы как решаете? Да вы не решаете! Вот смотрите, у вас по одной контрольной – пятерка, по другой – двойка, сейчас я вам ставлю за ДЗ двойку, готовьтесь к экзамену, я с вас строго спрошу». Пришлось поднапрячься и воспользоваться отточенными навыками для подготовки. Ребята из предыдущего потока рассказали, что преподаватель не приходит к самому началу экзамена. У меня была цель – отвечать лектору первым, без подготовки. Я успел первым поднять руку, начал отвечать, и уже под конец моего ответа зашел преподаватель, который стал перечислять фамилии студентов, у которых бы он лично хотел принять экзамен. Один из перечисленных – не явился, у другого в ночь перед экзаменом сын родился – строго спросить с молодого отца – неэтично, и когда он назвал мою фамилию, а потом увидел, что я уже отвечаю другой комиссии, то в его глазах я увидел такое разочарование. Закончил я свой ответ не блестяще, и лектор решил посоветоваться с тем самым преподавателем о моей оценке: «Я, вот, сомневаюсь, хочу Кузнецову поставить четыре». «Что? Кузнецову? Четверку?!» – удивился преподаватель. «А что, пять нужно поставить?» – в замешательстве переспросил лектор. В итоге я получил свою законную оценку – «хорошо», и больше мы с этим преподавателем не виделись.
Можно вспомнить еще много забавных историй, но, на мой взгляд, весь период учебы в институте – это сплошной смех и забава. Я заметил, что с возрастом перестаёшь смеяться. Я, например, снова начал улыбаться, когда у меня родилась внучка.
- Когда у Вас появился интерес к кино?
- В 2009 году я имел неосторожности купить сыну внедорожник Land Rover, он увлекся выездами, и в 2011 году начал готовить большую экспедицию на Север - через всю Карелию и на Кольский полуостров. Я ему тогда сказал: «Проехаться – это, конечно, интересно, но давай смысл в этом какой-нибудь найдем». Когда мы подробнее изучили карту, выяснилось, что маршрут пролегает точно вдоль линии Карельского фронта, а это самый протяженный фронт Великой Отечественной войны. Тогда и возникла идея снять фильм, чтобы привлечь спонсоров. Мы нашли профессионального оператора, спонсоры выделили нам деньги на экспедицию. Сын начал готовиться, собирать экипажи, я тогда не думал, что с ними поеду. Внезапно, за три недели до поездки, оператор перестал выходить на связь, просто пропал, и мы не могли на него выйти: кино делать некому, а спонсорам уже обещано, что фильм – будет. Дальше – больше, сначала один экипаж отказался от поездки, потом второй, и, в конце концов, сын остался один, даже без штурмана. Но он решил, что не откажется от затеи и поедет. На семейном совете решили, что одного мы его не отпустим: папа поедет рядом и побудет штурманом. На тот момент у меня камеры даже не было, но вот ребята из клуба Land Rover, зная, что мы экспедицию готовим, одолжили нам свою старую камеру Sony. Перед самым отъездом нашлось еще несколько экипажей, которые решили к нам присоединиться, ребята подтянулись, и мы отправились в путь. Так я стал оператором, а еще и штурманом по совместительству. Забегая вперед скажу, что потом, до 2014 года, во многих наших экспедициях штурманом был я. После возвращения мы с сыном смонтировали фильм и решили отправить его на международный фестиваль туристического кино «Свидание с Россией», где стали победителями в номинации «В Россию за приключениями». Это было так странно, потому что мы – новички и нас заметили. Там были такие серьезные имена, известные телевизионные каналы, классные работы так мощно сделанные, а председателем жюри тогда был ныне покойный Лазарук, заместитель Михалкова по Союзу кинематографистов. «Значит, в нашем фильме что-то увидели» - подумал я. Тогда я понял, что нужно оправдывать ожидания, ведь это же большой аванс. Сын подарил мне на один из праздников профессиональную видеокамеру. Так мы и увлеклись этим делом, продолжили снимать, а потом стали делать и другие фильмы, в том числе хроникально-монтажные как, например, фильм «Чума. Хроники Третьего рейха». Так получается, что жизнь переводит меня из одной профессии в другую, не знаю, долго ли буду работать в кино, может быть, сфера моей деятельности снова изменится, и я еще чем-то буду заниматься. МИФИ позволяет пересаживаться.
- Есть ли у вас кинематографическое образование?
- Мое образование – МИФИ.
- О чем был ваш первый фильм?
- Первый фильм мы снимали в 2011 году в экспедиции вдоль Карельского фронта, проехали всю Карелию, Кольский полуостров, полуострова Средний и Рыбачий. Это самая северная точка европейской России, причем там мы с сыном уже вдвоем остались, остальные экипажи развернулись: у людей заканчивались отпуска, и им пришлось вернуться. Позже мы с сыном смонтировали эти кадры, в которых показали те места, в которые путешественники не попадают или о которых пока еще мало известно, например, совместное кладбище под Печенгой австрийских горных егерей, немцев и советских воинов, которые бились в Великую Отечественную. Также кладбище австро-венгерских военнопленных под Пудожем, в Карелии, его просто так не найти, от дороги нужно пробираться к нему по тропинке, только так можно увидеть эти захоронения. Писатель Никандров, который живет в Пудоже, провел нам экскурсию по этим местам, рассказал, что во время войны вокруг было несколько колхозов, но еды не хватало, люди повсеместно умирали от голода, но военнопленных кормили, они там работали, они умирали, и постепенно образовалось такое кладбище.
Еще на полуострове Средний есть небольшой музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий. Энтузиаст Кобяков Юрий Александрович на свои средства создал музей. Он был геологом, работал на Кольской сверхглубокой, а когда скважину консервировали, зарплату ему не выплатили, а дали домики: несколько бочек таких, в которых геологи живут. В одном из таких блоков он сделал музей, потому что там практически под ногами валяются гильзы, патроны, каски, осколки, колючая проволока. Это единственное место, где границу немцы так и не сумели перейти. Рассказ этого человека захватывающий и интересный, он тоже вошел в фильм. Оказалось, что многое из того, что мы увидели, пока не так хорошо известно, как раскрученные места, бренды, которые все знают, которые все посещают. Мы решили, что наш проект будет называться «По дорогам и бездорожью истории». Поскольку мы организуем экспедиции на внедорожниках, это помогает добраться туда, куда обычный человек не имеет возможности попасть или попадает крайне редко. Мы стараемся либо какие-то новые вещи показать, либо уже известные события освещаем, но в каком-то ином ключе, это идет в наши фильмы.
- Я правильно понимаю, что лейтмотивом фильма «Чума. Хроники Третьего рейха» является тема патриотизма?
- Патриотизм – это, на мой взгляд, понятие очень широкое. Я, например, затрудняюсь его сформулировать. Понимаете, если человек порядочный, если человек совестливый, то он по определению будет патриотом, если он живет в этой стране. Что такое патриотизм – бить себя в грудь, отмечать праздники, флаги поднимать или просто делать свое дело и стараться на каждом поприще, куда тебя закинет, быть честным? Мне кажется, что второе – это и есть патриотизм.
Фильм я делал в 2015 году и торопился, чтобы успеть его выпустить к 70-летию Победы. Заканчивал его в ночь на 9 мая, завершил работу над монтажом в четыре утра и сразу выложил в сеть. Тогда, весной 2015 года, началась дискуссия о том, насколько заслужена победа и какой вклад внес в нее наш народ, не слишком ли большими были жертвы. А в Европе был проведен опрос, который показал, что только 13% европейцев знают о решающем вкладе Советского Союза в разгром немецкого фашизма. Больше 80% считают, что их освободили англичане, американцы и даже французы, а вклад советских людей не так значим. Подобное мнение стало распространяться среди молодого поколения россиян, хотя, казалось бы, о героическом вкладе нашего народа они должны были узнавать с молодых ногтей.
Когда у меня появилось немного свободного времени, моя жена Ирина предложила мне сделать короткий фильм, в котором все будет четко и последовательно изложено, с датами, чтобы молодым людям было легче ориентироваться в истории. Тема показалась интересной, в голове сразу сложилось музыкальное оформление, музыка Шостаковича, Свиридова и Прокофьева. Фактически, музыка и стала сценарием этого фильма. Мне захотелось в каждый момент времени находить наиболее важные события, которые происходили тогда, показывать их коротко, а необходимую информацию давать субтитрами. Получилось что-то вроде конспекта эпохи. Когда я сам углубился в материал, вдруг стали выясняться поразительные вещи. У нас постепенно сложилось так, что многие стали воспринимать войну какими-то эпизодами, фрагментами, раздутыми до невероятных размеров. Например, Второй фронт. В Советском Союзе о нем не так много говорили, хотя эта тема занимала достойное место. А потом вдруг стала настойчиво продвигаться идея, что если бы не Второй фронт, то и победы бы не было. Но статистика говорит о другом: почти за год существования Второго фронта англо-американские войска уничтожили меньше солдат и офицеров вермахта, чем Красная армия в одной только битве под Москвой. Когда таким образом начинаешь всё сопоставлять, то понимаешь, что с 1941 года все основные мировые события перемещаются сюда, в Россию, на восточный фронт. 80% дивизий вермахта разбито именно здесь. Фильм, как мне кажется, получился интересным, и зрители принимают его всегда хорошо.