Вместо теоретических вопросов – практика: впервые в СФТИ методика WorldSkills была применена при проведении государственного экзамена

16
января
2017

Со студенческой скамьи – на предприятие: такая практика подготовки специалистов для градообразующего предприятия Снежинска Российского федерального ядерного центра ВНИИ технической физики им. академ. Е.И. Забабахина применяется в СФТИ НИЯУ МИФИ с момента образования вуза. Согласование рабочих планов подготовки студентов и компетентностных моделей учащихся, организация практик в подразделениях ядерного центра, участие ведущих ученых и специалистов предприятия в образовательном процессе, проведение совместных конкурсов профмастерства, НИОКР и ОКР: так выглядело взаимодействие работодателя и вуза до сих пор. В этом году, казалось бы, всеобъемлющей программе совместных мероприятий добавилось еще одно, а именно, проведение экзаменов, в том числе государственных, по методике WorldSkills и AtomSkills.

Оказалось, высокие требования заказчика к качеству подготовки специалистов как нельзя лучше вписались в образовательный процесс, это отмечают и преподаватели, и студенты. В течение года методики WorldSkills активно использовались в подготовке и проверке знаний студентов, обучающихся на кафедре технологии машиностроения СФТИ НИЯУ МИФИ под руководством старшего преподавателя Игоря Горбатова, принимавшего участие в финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» World Skills Russia-2016 по компетенции «Прототипирование» в качестве эксперта.

А 12 января 2017г. в вузе был организован и прием государственного экзамена для шестикурсников специальности «Проектирование технологических машин и комплексов» в формате демонстрационного экзамена по компетенции «инженер-технолог» (эта специальность считается одной из ключевых для сотрудников Госкорпорации «Росатом»). Вместо привычных теоретических вопросов по информатике, сопромату, метрологии, стандартизации, сертификации и технологии машиностроения будущим специалистам было предложено применить полученные за годы учебы знания и навыки на практике. Чтобы сдать первый из этапов государственной итоговой аттестации (далее следует защита выпускной квалификационной работы), за 4 часа студентам пришлось по чертежу выполнить 3D модель изделия, определить технологический процесс изготовления детали, инструмент и оснастку закрепления детали на станке, составить управляющую программу для станка с ЧПУ с визуализацией.

Несмотря на непростое задание (участникам было предложено одно из заданий чемпионата WorldSkills прошлых лет) все студенты справились с задачей «на отлично», получив оценку 90-97 баллов. Испытание показало, что ребята готовы к выполнению производственных задач в качестве инженеров-конструкторов, что подтвердил главный эксперт чемпионата рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech 2016 Евгений Устьянцев (ВНИИТФ), а также члены комиссии – специалисты ядерного центра, среди которых главный технолог предприятия Ю.Г. Смирнов и инженер-конструктор Ю.С. Абраменко.

«Для выполнения задания студенты применяли различные программные продукты, используемые на предприятии, – поясняет заведующая кафедрой технологии машиностроения СФТИ НИЯУ МИФИ, к.т.н. Н.Ю. Орлова. – Почти полгода они проходили преддипломную практику в различных подразделениях предприятия, изучали программы, востребованные на производстве (например, «Компас», Creo, PowerShape, PowerMill и др.). Сейчас они показали полученные знания на практике. На «выходе» и их выпускные квалификационные работы. И здесь следует отметить интересные решения прикладных задач в соответствии с задачами подразделения, где студенты проходили практику».

Наталья Юрьевна отмечает сложность предложенного для выполнения в качестве госэкзамена задания: «В чертеже есть «изюминки», которые надо отследить. Если ты их не заметил, в те параметры, которые будут проверяться, ты не уложишься». Хотя чертеж был выдан студентам заранее, по условиям проведения испытания по методике WorldSkills на экзамене в задание было внесено 30% изменений. Это значит, что технологический процесс пришлось изменять принципиально.

Преподаватели кафедры выделили такие преимущества проведения экзамена по новой методике, как возможность более объективной оценки знаний студентов и их разносторонность (знание программного продукта, основ технологии машиностроения, конструирования, режущего инструмента, оснастки), способность ребят к самостоятельной работе, самоорганизации.

Студенты, в свою очередь, отметили преимущества методики, позволяющие выявить слабые места, на которые необходимо сделать упор при подготовке.

Первый опыт проведения госэкзамена «в режиме» WorldSkills показал эффективность применения методики в образовательном процессе, актуальность внедрения его в подготовку высококлассных специалистов и по другим специальностям, преподаваемым в вузе.

26