«Страна Росатом»: НИЯУ МИФИ создаёт англоязычную платформу для подготовки специалистов-атомщиков по всему миру

08
ноября
2019

НИЯУ МИФИ затевает глобальную образовательную экспансию: вуз создает англоязычную платформу для подготовки специалистов-атомщиков по всему миру. Первый шаг сделан — университет выпустил монографию на английском языке, которая должна стать фундаментом новой системы обучения. На ее основе будут составляться учебные программы и курсы для иностранных студентов.

Книга называется «Формирование образовательной платформы для подготовки персонала стран — новичков мирного использования атомной энергии». Составители — профессор кафедры «Управление бизнес-проектами», академик РАЕН Виталий Тупчиенко и декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами МИФИ Александр Путилов — без ложной скромности называют монографию образовательной сенсацией: впервые с момента основания вуза выпущена работа на английском языке, которая отражает современные образовательные тренды и учитывает требования МАГАТЭ по терминологии, подходам и методам.

«Это первая ласточка интернационализации учебного процесса, — говорит Александр Путилов. — В книге представлен системный взгляд на современный мировой атомный рынок, на развитие ядерных технологий». Монография охватывает все стратегические направления развития бизнеса, актуальные для лидеров атомного рынка: энергетика, радиационные, лазерные и плазменные технологии, аддитивные технологии, медицина, ядерная безопасность. Рассматриваются различные аспекты каждой темы — технические, технологические, экономические, управленческие, этические.

«Книга прежде всего для преподавателей, которые будут готовить специалистов-атомщиков в странах- новичках. И для мотивированных учеников, которые настроены формировать мнение о ядерных технологиях в своих странах, — поясняет Александр Путилов. — На основе этой монографии будут создаваться учебные программы, образовательные курсы. Сейчас мы готовим целую серию учебных пособий на английском языке, которые детализируют информацию. А эта книга — платформа».

В монографии учтены актуальные тенденции в образовании. Прежде всего — цифровизация, сетевая модель обучения. Сегодня преподаватель в Москве может читать лекцию студентам из Африки онлайн и тут же проверять, как они усвоили материал, предлагая выполнить тест на смартфонах. Этот тренд нужно учитывать при подготовке специалистов-атомщиков. Особенность монографии — «промышленный» способ подготовки. «Участвовали преподаватели, аспиранты и магистранты, — рассказывает Виталий Тупчиенко. — Мы сделали подготовку частью учебного процесса: студенты и аспиранты получали от нас задания, писали научные работы, некоторые мы включили в книгу. Но только самые лучшие. Я немножко вредный человек — требую, чтобы все было сделано со знаком качества. И стоит заметить, что такой подход к работе меня ни разу не подвел. Только благодаря отбору лучших материалов нам удается формировать образовательную платформу на самом современном уровне». Составители уверены, что образовательная платформа, которая со временем будет создана на базе этой монографии, станет одним из инструментов конкурентной борьбы «Росатома» за лидерство на мировом рынке. «Свыше 50 стран собираются развивать у себя технологии мирного использования атомной энергии, они подали соответствующие заявки в МАГАТЭ, — говорит Александр Путилов. — Если Россия предложит этим странам лучшую систему атомного образования, то высока вероятность того, что они выберут именно российские технологии для создания атомной инфраструктуры». Книга востребована не только у новичков, но и у лидеров атомного рынка: ее уже заказали библиотеки ведущих технических университетов Штатов и конгресса США, Национальная библиотека Китая, Публичная библиотека Торонто (Канада), Университет Монаша (Австралия) и др.

Страна Росатом №40(408)

37