В НИЯУ МИФИ прошли осенние студенческие научные конференции по гуманитарным наукам

26
ноября
2019

В ноябре 2019 года прошли очередные студенческие научные конференции по гуманитарным наукам. Конференции организованы и проведены Центром гуманитарных исследований и технологий, Центром «Наше наследие» и Студенческим парламентским клубом НИЯУ МИФИ. В них приняли участие в общей сложности более 500 студентов 1-2 курсов. Конференции прошли в два этапа: вначале в академических группах, а затем на потоках.

В двух конференциях «Современный мир и гуманитарные знания» приняли участие студенты следующих академических групп: Б19-101, Б19-102, Б19-103, Б19-104, Б19-105, Б19-161, С19-101, С19-102, С19-103, Б19-501, Б19-503, Б19-504, Б19-505, Б19-511, Б19-513, Б19-514, Б19-515, Б19-565, Б19-901, С19-501, Б19-301, Б19-403. Участниками конференции стали около 60 иностранных студентов. Таким образом, прошедшую конференцию можно назвать международной.

Во вступительном слове модератор конференций доцент кафедры социологии и гуманитарной культуры Владимир Горохов отметил, что современный мир сложен и противоречив. В нём есть место всему: науке, религии, политике, искусству, миру, дружбе, взаимной помощи, войне, терроризму, клевете, обману, насилию. Задача наших конференций —осмыслить и на языке гуманитаристики описать происходящее.

С содержательным докладом выступил студент из Узбекистана Шохрух Вахобов. В докладе «Современный мир. Противоречия и конфликты» он проанализировал сложную политическую и экономическую ситуацию в различных регионах мира, назвал конфликтные зоны, рассмотрел противоречия между различными государствами и объединениями государств, высказал собственное мнение о путях решения международных проблем.

Лада Каримуллина сосредоточилась на теме «Человек в современном мире. Личность, идеалы, ценности». Лада отметила, что с одной стороны мир стал понятнее и доступнее, а с другой – стало сложнее включаться в него. Современный мир задаёт быстрые темпы развития личности и предоставляет для этого безграничные возможности. Поэтому для человека сегодня преобладающее значение имеет ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое.

Екатерина Слепцова изложила своё видение темы «Личность учёного». В начале своего доклада Екатерина подчеркнула, что эта тема является исключительно значимой для студентов НИЯУ МИФИ, поскольку наш университет является исследовательским вузом. Докладчица проследила историческое развитие статуса учёного. В современных условиях учёный сочетает две социальных роли: он должен быть своего рода «эскапистом», «бежать от мира» ради исследования, и в то же время быть менеджером собственных исследований. Современный мир усложняется, и деятельность учёного также усложняется.

Алина Иванова акцентировала внимание на проблеме использования актуальных технологий. Она обратила внимание на способы оценки развитости информационно-коммуникационных технологий в отдельных странах, проанализировав NRI индекс ведущих стран по состоянию на 2016 год и тенденции, способствующие их лидирующему положению в топе.

Иван Баранов поставил проблему рационального использования энергетических ресурсов и будущего атомной энергетики. Иван обратил внимание на тенденции снижения спроса на ископаемые ресурсы и преобладания нетрадиционных источников энергии на энергетическом рынке. Докладчик также проанализировал плюсы и минусы использования ядерной энергетики.

Фундаментальный доклад на тему «Энергетические ресурсы и перспективы ядерной энергетики», вызвавший повышенный интерес участников конференции, сделал Дмитрий Никитин. Докладчик проанализировал плюсы и минуса каждого вида энергетики и обратил внимание на новые виды энергии.

Тема «Экономика. Кто истинный хозяин земли, недр, воды, денег?» нашла отражение в докладе Дмитрия Медведева. Докладчик обратил внимание на сложности и противоречия современного экономического развития. Дмитрий затронул такую сложную проблему, как национальные ресурсы и доходы от них. Он провёл детальный анализ современного состояния экономики многих стран, в частности США, Китая, Японии, Германии, Великобритании, России, Катара, Швеции, Индии, Италии, Швейцарии, Южной Кореи.

С обстоятельным докладом «Роль студенческого парламентаризма в формировании активной жизненной позиции личности» выступил председатель студенческого парламентского клуба НИЯУ МИФИ Андрей Любарский. Андрей детально рассказал о деятельности студенческих парламентских клубов, их роли в формировании гражданской активности студентов, рассказал о работе СПК НИЯУ МИФИ.

О современной Армении, её образовании, литературе, музыке, архитектуре рассказали участникам конференции студенты из этой республики — Ваге Оганян и Норайр Геликян.

Проблема доминирующих идеалов и ценностей в современном обществе была освещена в докладе Алексея Михнева. Докладчик отметил, что ныне идеалы и ценности формирует не большинство, а «агрессивное меньшинство». Главная ценность современного общества – это индивидуальность человека.

Вероника Петрова сделала доклад на тему «Язычество классическое и современное. Участники конференции получили информацию о том, почему важно изучать язычество и почему его можно считать равноправной с остальными религией. Вероника склонна считать, что современное язычество не следует связывать с классическим язычеством: очень существенно отличаются его менталитет, пантеон и ритуалистика.

О массовой культуре в современном обществе рассказал Денис Максимов. Под массовой культурой докладчик понимает производство культуры, организованное по типу массовой конвейерной индустрии, и поставляющее такой же серийный, стандартизированный продукт для стандартизированного массового потребления. Основными составляющими современной массовой культуры являются индустрия «субкультуры детства», массовая общеобразовательная школа, средства массовой информации, массовая социальная мифология, система национальной идеологии и пропаганды, массовые политические движения и др.

Большой интерес вызвали доклады по проблемам современного искусства. Алина Ван затронула такие направления современного изобразительного искусства, как поп-арт и абстрактный экспрессионизм, рассказала о ярком явлении в искусстве 1970-х — арт-феминизме. Она также рассмотрела историю основного современного музыкального жанра – рок, дала общее представление о новой французской волне и о «Новом Голливуде», проанализировала творчество трёх современных режиссёров Дэвида Линча, Дэвида Финчера и Уэса Андерсона.

Анна Потёмкина подчеркнула, что современным следует считать искусство, созданное после 1970-х годов прошлого века. Анна рассмотрела особенности таких направлений современного искусства, как поп-арт, оп-арт, хепенинг.

«Космос в литературе и живописи» – такой была тема доклада Анастасии Синицыной. Докладчица уверена в том, что космос всегда увлекал не только учёных, но представителей искусства. Она рассказала, в чём сходятся учёный и художник, а в чём их взгляды специфичны.

Дмитрий Селянин с помощью «Божественной комедии» Данте Алигьери рассказал участникам конференции, куда движется современное общество.

Никита Потапов и Иван Прикоп рассмотрели тему «Мировой исторический процесс: опыт компоративистики». Опираясь на мнение классиков восточной и западной гуманитарной мысли, они осуществили сравнительный анализ развития восточных и западных стран, искали их точки соприкосновения.

Состоялся на конференции и внеплановый доклад. Дмитрий Субботин предложил участникам конференции обсудить тему «Анонимус. Влияние на мир в режиме online (Из направления «мировое правительство»)».

Большая и содержательная конференция по теме: «Современная культура» состоялась на втором курсе. В ней приняли участие студенты следующих групп: Б18-503, Б18-504, Б18-513, Б18-514, С18-101, С18-102, С18-103, С18-163, С18-201, С18-202, С18-501.

Модератор конференции доцент Владимир Горохов отметил актуальность проведения студенческих научных конференций и их тем. С докладами выступили многие студенты.

Артём Васенков провёл анализ основных проблем глобализации культуры и социокультурных последствий глобализации. XXI век докладчик назвал эпохой глобализации культуры, а саму глобализацию определил как процесс интеграции государств и народов в различных областях деятельности. Глобализация усилила интенсивность культурных обменов, сделала прозрачными границы для талантов, сделала выдающиеся достижения отдельных мастеров достижениями всего человечества; в то же время глобализация способствовала укреплению культурного неравенства.

Александра Долидзе объяснила сокурсникам, что такое глобализация и культурная апроприация, и призвала участников конференции к активной дискуссии по данному вопросу.

«Культура Бангладеш: традиционная и современная» – такой была тема выступления студентов из этой страны Нишада МД Акиба Ал и Сагара МА Шахариара. Участники конференции с интересом прослушали информацию о языке, религии, обычаях, обрядах, быте, отдыхе, образовании народов проживающих на территории Бангладеш.

Валерия Борькина и Дарья Котова посвятили свой доклад современной российской культуре. С точки зрения Валерии и Дарьи, русская культура уникальна. Её своеобразие было предметом интереса многих исследователей. Нынешние россияне всё больше осознают свою принадлежность не только к региональной культуре, но и ко всему человечеству. Разнородность культурных ценностей даёт возможность ощутить потребность в духовном обогащении, испытать полноту жизни, радость творческого поиска. Современная русская культура находится на перепутье: в ней происходит ломка стереотипов, идёт переоценка ценностей.

Ирина Марченко выступила с докладом «Русский язык в современном мире». Ирина указала на то, что русский язык — один из самых популярных языков в мире: он занимает шестое место в списке распространённости языков. Ирина представила динамику численности населения, владеющего русским языком, и география его распространения. Отдельное внимание она уделила проблеме заимствований с различных языков.

Два доклада было сделано на тему: «Место и роль образования в современной культуре». С ними выступили Егор Карев и Дмитрий Свинтицкий. Оба докладчика акцентировали внимание на том, что образование является важнейшим элементом культуры. Оно выполняет огромное число функций. Докладчики детально проанализировали проблемы, которые испытывает отечественное образование, и сформулировали задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы.

Тема мультикультурализма, его успехов и неудач была раскрыта в докладе Алексея Белоярова. Автор подробно остановился на анализе удачных и не совсем удачных моделей решения этого важного вопроса в различных странах.

Доклады к научной конференции также подготовили Александр Кирякин (тема доклада — «Молодёжная субкультура»), Илья Садофьев (тема доклада — «Идеал современного культурного человека»), Егор Шевченко (тема доклада — «Проблема политкорректности и толерантности в современном обществе»), Демьян Чичков (тема доклада — «Технокультура и её социальные последствия»).

Все три конференции посетило большое количество слушателей. Докладчики подготовили оригинальные выступления, продемонстрировали высокий теоретический уровень понимания обсуждаемых вопросов, умелое сочетание теории и прикладного материала.

Студенческие научные конференции стали важной формой научного творчества студенческой молодёжи. Конференции ещё раз показали, что гуманитарные знания востребованы нашими студентами и активно способствуют формированию личности современного специалиста, их креативному мышлению и активной гражданской позиции.

94