Управление ядерными знаниями: история и перспективы

11
августа
2020

Доктор наук, профессор Института управления ядерными знаниями (Австрия) Янко Л. Янев и доктор наук, профессор НИЯУ МИФИ Виктор Мурогов – о перспективах реализации проектов по управлению ядерными знаниями и стратегических целях этого направления.

Управление знаниями (УЗ) возникло как новое течение в области информационного менеджмента в начале 1990-х годов. Многие считают, что термин «управление знаниями» был изобретен консалтинговым сообществом. С появлением Интернета и быстрым развитием информационных технологий возникла большая проблема надлежащего управления информацией и ее доступности для непосредственного или повторного использования. Вторая «волна» управления знаниями последовала за первыми исследованиями И. Нонаки и Х. Такеучи в Японии, которые поставили в центр внимания человеческое знание, его интернализацию, обмен и социализацию. В начале XXI века управление знаниями широко рекламировалось и применялось с переменным успехом в различных отраслях промышленности и организациях.

С начала тысячелетия ядерные организации, как проектные и исследовательские — научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, университеты и Академия наук, — так и эксплуатирующие, приступили к осуществлению программ управления знаниями. Управление знаниями стало мощной стратегией для решения важных и в некоторых случаях критических проблем потери знаний в результате ухода и смены поколений. Сохранение знаний ключевых ядерных экспертов и необходимость передачи знаний также привлекли большое внимание и усилия по разработке новых подходов и методологий, пригодных для сложных областей специальных знаний и навыков.

Применение систематической практики УЗ в эксплуатирующих организациях и контролирующих органах, в организациях технического обеспечения (ОТО), конструкторских бюро и научных институтах оказалось эффективным и необходимым для поддержания компетентности и навыков в достижении высокого уровня безопасности и эксплуатационных характеристик.

Проекты У З пришли в ядерную сферу после того, как аналогичные проблемы были решены в других отраслях промышленности, в таких, например, организациях, как Национальные лаборатории Сандия (Sandia National Laboratory, США), госкорпорация Tennessee Valley Authority (США), шведская страховая компания Scandia, компания IBM (США) и др. Они развивались независимо друг от друга для достижения общей цели: сохранения и повышения организационной и индивидуальной компетентности.

 

Каждая ядерная организация сталкивается с конкретными задачами в поддержании на высоком уровне знаний и навыков. В течение последних, по крайней мере, десяти лет наблюдаются и широко обсуждаются некоторые тенденции, бросающие вызов управлению ядерными знаниями:

  • снижение интереса к ядерной науке и технике у молодого поколения;
  • снижение потенциала учебных заведений в связи с уходом на пенсию профессоров и финансовыми трудностями для обслуживания ядерных установок в качестве исследовательских реакторов, радиационных лабораторий и другой инфраструктуры;
  • сложность передачи знаний и опыта от вышедших на пенсию ядерных экспертов;
  • возможность принятия решений при недостатке знаний на высшем управленческом уровне;
  • отсутствие понимания необходимости инвестирования в инновационные методы и технологии для сохранения и/или создания знаний;
  • в странах, заинтересованных в ядерной энергетике, но не имеющих опыта, знания являются важнейшим компонентом развития национальной ядерной инфраструктуры.

Большинство вышеперечисленных проблем и вызовов связаны с поддержанием знаний и компетентности и созданием среды открытого общения, обмена знаниями и передачи знаний. В то время как большая часть усилий УЗ в других областях направлена на повышение эффективности эксплуатации, в ядерной области знания и компетентность прямо или косвенно могут влиять на безопасную эксплуатацию ядерного объекта и накладывать отпечаток на отношение к безопасности и показатели безопасности.

Потеря институциональной памяти и «забытое» прошлое могут стать серьезной проблемой для инноваций. Это может вызвать задержки в поиске верной стратегии и в разработке новых, инновационных конструкций, а также, в конечном итоге, откладывает внедрение следующего поколения ядерных реакторов.

 

Управление знаниями в МАГАТЭ

Безопасное использование лицензированных ядерных установок и технологий зависит от постоянного наличия и поддержания соответствующих знаний и опыта, включая адекватное понимание вопросов безопасности. На способность организаций, эксплуатирующих или использующих ядерные технологии, принимать продуманные решения могут влиять пробелы в знаниях или утрата знаний. Для создания и управления ядерными знаниями, компетенциями, информацией и записями, рабочими процессами, методами интерпретации, анализа и проверки данных необходимы соответствующие методы управления знаниями и вспомогательные технологии.

Энергетическое и неэнергетическое применение ядерных технологий требует стабильной и постоянно растущей базы ядерных знаний и подготовленных людских ресурсов, будь то в области ядерной безопасности или производства энергии, лечении рака или вопросах продовольствия и сельского хозяйства. В последние годы управление ядерными знаниями становится все более важным элементом управления ядерным сектором. Страны, имеющие ядерные энергетические и исследовательские программы, должны обеспечить потенциал и людские ресурсы, необходимые для поддержания безопасной эксплуатации существующих установок, включая их вывод из эксплуатации, и соответствующие программы по отработавшему топливу и отходам. Замена уходящих на пенсию сотрудников и привлечение молодого поколения к карьере в ядерной сфере — ключевые задачи. Страны с расширяющимися ядерными энергетическими программами нуждаются в квалифицированных и подготовленных людских ресурсах для проектирования и эксплуатации будущих ядерных установок. Большое значение имеет наращивание потенциала посредством обучения, воспитания и передачи знаний из Центров знаний в Центры роста.

Потенциал развития и использования ядерной энергетики по-прежнему ограничен относительно небольшим числом стран — поставщиков и пользователей ядерных энергетических технологий. В последние 20 лет появились уникальные характеристики ядерных энергетических технологий: долгая история (ядерная энергетическая программа продолжается уже целый век!), специфическая демографическая ситуация и требования к компетентным кадровым ресурсам, а также откаты в политических обязательствах правительств — все это создает серьезную озабоченность по поводу сохранения ядерных знаний и компетентности на надлежащем уровне.

С момента своего создания МАГАТЭ было надежным и доступным источником научно-технической информации и знаний о мирном использовании ядерных технологий и ядерной безопасности. Однако после чернобыльской аварии доверие к ядерным технологиям сильно пострадало во многих странах. Это ведет к социальной неудовлетворенности в отношении ядерной энергетики и отсутствию интереса к ядерной науке у молодого поколения. Закрытие многих атомных энергетических проектов в Северной Америке и Европе, а также старение рабочей силы в ядерной сфере создали риск утраты важнейших знаний в различных областях — от строительства и эксплуатации до вывода из эксплуатации и обращения с отходами.

Сохранение инновационного потенциала и компетентности в области проектирования также оказалось под угрозой. В ответ на обращение президента России Владимира Путина на Саммите тысячелетия ООН в 2000 году МАГАТЭ инициировало международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО), ориентированный на целостную политику, инфраструктуру и подходы к разработке программ использования ядерной энергии.

К концу 1990-х годов стало ясно, что сохранение знаний и компетентности в области ядерной науки и техники не может быть предоставлено исключительно рыночным силам и промышленности, и правительства должны взять на себя серьезную роль. Это была ключевая цель создания отдельной программы МАГАТЭ для оказания поддержки государствам-членам в их усилиях по сохранению знаний и компетентности в существующих ядерных программах.

Также США и ряд заинтересованных стран создали Международный проект GIF (Generation IV International Forum) инновационных ядерных реакторов IV поколения.

В сентябре 2002 года Генеральная конференция приняла резолюцию об управлении ядерными знаниями, представленную Канадой и поддержанную США, Россией, Китаем, Францией и многими другими странами. На основе этой резолюции была создана «Программа управления ядерными знаниями». Для лучшего понимания целей программы приводим оригинальный текст резолюции:

 

«1. В последнее время ряд тенденций привлек внимание к необходимости более эффективного сохранения и расширения ядерных знаний. Персонал объектов атомной энергетики стареет, т. е. все больше и больше работников приближаются к пенсионному возрасту без соответствующего притока квалифицированного молодого персонала для их замены. Все меньше молодых людей изучают ядерную науку, ядерную инженерию и смежные области на университетском уровне, и все большее число университетов полностью отказываются от программ ядерного образования. Признавая эти и другие тенденции, Генеральная конференция, а также Совет управляющих и ряд консультативных комитетов призвали принять меры для более четкого определения характера и масштабов этой проблемы, понимания того, чтó государства-члены делают для ее решения, и определения того, какие совместные международные действия могут быть целесообразными.

 

2. В ответ на пункт 5 постановляющей части документа GC (44)/RES/21 „Об укреплении деятельности Агентства, связанной с ядерной наукой, технологией и приложениями“, и рекомендации консультативных групп Агентства, МАГАТЭ созвало в июне 2002 года совещание старших должностных лиц по вопросам управления ядерными знаниями, в котором приняли участие более 70 представителей из 35 государств-членов и международных организаций. Цель этого совещания состояла в том, чтобы углубить осознание и понимание возникающей озабоченности по поводу сохранения и расширения знаний и опыта в области ядерной науки, техники и прикладных технологий и лучше понять роль агентства в этом процессе.

 

3. Доклады на совещании были посвящены следующим темам: нынешнее и будущее развитие ядерных знаний; образование, подготовка кадров и научные исследования; перспективы обеспечения безопасности при управлении ядерными знаниями; перспективы развивающихся стран; перспективы промышленности; управление ядерными знаниями в интересах устойчивого развития; перспективы правительств; а также нынешние потребности и перспективы в области ядерных знаний.

 

4. Участники пришли к следующим основным выводам.

а) Существует настоятельная необходимость сохранения знаний в области ядерной науки, техники и мирного применения для будущих поколений; эта потребность является более насущной в странах, имеющих ядерно-энергетические программы.

b) Независимо от текущей национальной энергетической политики, необходимость сохранения или даже расширения базы ядерных знаний будет сохраняться.

c) Сохранение и дальнейшее развитие ядерной науки, техники и прикладных технологий имеют большое значение для социально-экономического развития. Это требует сохранения знаний и наращивания потенциала на трех уровнях:

  • фундаментальная ядерная наука,
  • технология,
  • проектирование и эксплуатация.

d) Агентство обязано руководить деятельностью в этой области, дополняя деятельность правительств, промышленности, научных кругов и международных организаций. Международное сотрудничество имеет жизненно важное значение.

e) Агентство должно оказывать государствам-членам помощь в обеспечении сохранения ядерного образования и подготовки кадров, что является необходимым предварительным условием для планирования преемственности.

 

5. Агентство рекомендует незамедлительно обратить внимание на шесть приоритетных областей:

а) интеграция существующих баз ядерных данных и информации (в том числе в государствах-членах) в форме легкодоступного „портала ядерных знаний“;

b) содействие созданию сетей учреждений по ядерному образованию и подготовке кадров в государствах-членах в координации с существующими мероприятиями;

c) разработка руководящей документации по сохранению ядерных знаний;

d) реализация целевых проектов по сохранению знаний;

e) разработка и осуществление информационно-пропагандистских мероприятий для повышения уровня общих знаний в обществе о преимуществах ядерной науки, техники и прикладных программ;

f) содействие разработке учебных программ для получения международно признанных высших университетских степеней по специальности „ядерная технология“, например, сетевыми университетами.

 

6. Участники совещания приняли к сведению нынешнюю деятельность агентства и настоятельно призвали к дальнейшему повышению уровня внимания к его деятельности по сохранению и совершенствованию знаний».

За почти 20 лет своего существования «Программа управления ядерными знаниями» МАГАТЭ была реализована как типичная сквозная программа. Ее роль заключалась в том, чтобы руководить деятельностью по управлению знаниями и служить центром передового опыта в области управления знаниями для Агентства в условиях, когда каждый департамент и программа инициируют и осуществляют конкретные мероприятия по управлению знаниями в своей собственной области (SG, MT, NS, NA и TC). Эта программа успешно осуществлялась во всех стратегических областях деятельности Агентства и получила одобрение государств-членов. В течение всех этих лет «Программа управления ядерными знаниями» МАГАТЭ была координационным центром и форумом для обмена информацией и опытом в области управления ядерными знаниями в государствах-членах, отраженными в двухгодичных докладах Генеральной конференции и соответствующих резолюциях.

Наиболее важный вклад МАГАТЭ в деятельность государств-членов — повышение осведомленности о применении систематического и комплексного управления знаниями для повышения безопасности и экономичности ядерной энергетики.

Исторически сложилось так, что первоначально предложенный Департаментом Я Э МАГАТЭ акцент на сохранение научных знаний, накопленных в области перспективных направлений развития полномасштабной ЯЭ, но еще не востребованных широко (например, в области быстрых реакторов в замкнутом ядерном топливном цикле), был поддержан в национальных исследовательских структурах передовых ядерных стран. Эта инициатива Департамента Я Э, возникшая на базе реализации проекта ИНПРО, привела к разработке и созданию первого в истории ЯЭ международного информационного Портала знаний в области быстрых реакторов с участием девяти ведущих ядерных стран.

Впоследствии акцент сместился на общие задачи управления знаниями, что было обусловлено повышенным интересом «стран-новичков» к развитию ядерной энергетики.

 

Перспективные цели управления ядерными знаниями

Международное сообщество ядерных экспертов с интересом восприняло и поддержало инициативы МАГАТЭ по УЗ. Вслед за совещанием экспертов высшей категории стран — членов МАГАТЭ (Вена, июнь 2002 года) и научным форумом стран — членов МАГАТЭ (Вена, сентябрь 2002 года) по вопросам УЗ состоялась Первая международная конференция МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями (Париж, 2003 год). На Второй и Третьей конференциях (последняя прошла в Вене в 2016 году) были подведены итоги национальных и международных усилий в области УЗ.

Стратегические цели международной программы УЗ связаны с определенной миссией и сформулированным видением. Стратегические цели обычно соответствуют условиям и принципам SMART (Specific, Measurable, Achievable, Realistic and Timely —конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность и своевременность).

 

При разработке стратегической цели управления ядерными знаниями на ближайшие пять-десять лет необходимо оценить следующие внешние элементы (оперативную среду):

  • общая картина ядерной энергетики в мире и роль управления ядерными знаниями в сохранении и/или передаче знаний;
  • новые потребности стран в управлении ядерными знаниями и информацией;
  • развитие технологий в области управления информацией и знаниями;
  • влияние глобальных проблем и тенденций.

 

Общая картина ядерной энергетики

В ближайшие десять лет в сфере ядерной энергетики будут доминировать такие факторы, как продление срока службы существующего атомного парка в странах, использующих ядерную энергию (в Северной Америке, Европе и Японии); новое строительство и рост в Китае и небольшом числе стран Восточной Европы и региона Персидского залива; интерес и подготовительная работа в ряде африканских стран и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Управление знаниями будет необходимо для поддержания компетентности в ядерных странах и создания условий для передачи знаний и наращивания потенциала в странах-новичках. Особенно важными будут внедрение требований к управлению знаниями через новые стандарты ИСО: ИСО 9001/2015 (Управление качеством) и новый ИСО 30 401 (Управление знаниями) — и их потенциальное влияние на ядерную сферу.

Новые потребности стран

Потребности стран, которые продолжают использовать ядерные технологии, будут заключаться в методологии и руководстве, подготовке кадров в области управления ядерными знаниями, поддержке университетских программ по ядерным дисциплинам посредством создания сетей и обмена опытом, учебных материалов и доступа к инновационным технологиям.

Развивающиеся страны, заинтересованные во внедрении ядерно-энергетических технологий («новички»), по-прежнему проявляют большой интерес к информации, опыту и передовой практике, а также к технической поддержке в целях наращивания потенциала и развития инфраструктуры.

Развитие технологий

Технологии всегда были стимулом для управления знаниями. Технологии сами по себе не могут обеспечить успешное управление знаниями, но управление знаниями в любой ядерной организации, даже самой маленькой, будет нуждаться в технологиях. Последние 20 лет оказали заметное влияние на управление информацией и знаниями в целом и в ядерной области в частности. Наблюдаемое и ожидаемое дальнейшее взрывное развитие информационно-коммуникационных технологий окажет влияние на управление знаниями в трех аспектах:

новые технологии, связанные с тем, как мы работаем, учимся и взаимодействуем внутри организации, неизбежно окажут большое влияние на производительность, включая быстрый и точный доступ к необходимой информации и знаниям. Потребуется доступ к «большим данным» и «умным» базам знаний, которые помогут сразу же подключиться к институциональным знаниям и применить их на практике;

изменения в составе и привычках молодого поколения атомщиков повлияют на цели УЗ и на то, как они достигаются — потребуются новые навыки и знания для УЗ. Расширенное познание — человеческое познание, дополненное компьютерами и интеллектуальными технологиями, — ускорится как тенденция, влияющая на область УЗ в течение следующих трех-пяти лет, и будет продолжать изменять то, как люди и организации включают технологию в процесс принятия решений;

ядерные технологии — это строго регламентированный и консервативный сегмент человеческой деятельности. В то же время глобализация инновационной технологии и смена поколений требуют, чтобы подходы к управлению знаниями следовали за развитием технологий. Государства, использующие ядерную энергию или заинтересованные в ее внедрении, имеют разный уровень развития промышленной и ядерной инфраструктуры, но гораздо более схожий уровень использования и применения информационных технологий. ITтехнологии будут играть ключевую роль в развитии необходимой ядерной инфраструктуры и обеспечении национальной самодостаточности в области ядерной науки и техники.

 

Влияние глобальных проблем

Вопросы глобального характера, которые приводят к сложным политическим решениям, могут серьезно повлиять на программы и деятельность по управлению ядерными знаниями в странах и в самом МАГАТЭ. Одна из проблем — изменение климата и декарбонизация глобальной энергетической системы. В то время как в ряде стран, использующих ядерные технологии, и в международных организациях (МАГАТЭ, МЭА, ВЯА, ВАОЭ АЭС) предпринимаются серьезные усилия для продвижения ядерной энергетики как неуглеродного источника электроэнергии, ее массовое внедрение может стать ограниченным или даже невозможным из-за потери знаний и инновационного развития наряду с другими политическими вопросами, такими как нераспространение и общественное непризнание атомной энергетики.

Самая последняя проблема беспрецедентного глобального характера, связанная с пандемией COVID19, и введенные глобальные ограничения требуют серьезного переосмысления нынешних договоренностей с точки зрения наличия человеческих знаний и технологий, необходимых для безопасной эксплуатации любого ядерного объекта. МАГАТЭ и многие страны с долгосрочными ядерными программами полагаются на опытных операторов и экспертов. Однако на их доступность могут оказать решающее влияние пандемические события: ограничения передвижения, закрытие границ, авиаперелеты и т. д. Необходимо разработать и обеспечить выполнение новых планов действий на случай непредвиденных обстоятельств для сохранения знаний и обеспечения их доступности, для безопасной эксплуатации объектов атомной энергии.

 

Выводы

Развитие программ и инициатив по управлению ядерными знаниями в странах, использующих ядерные технологии, стало ответом на насущные потребности в сохранении ядерных знаний, критической информации в различных областях ядерной науки и техники, бесценного опыта эксплуатации, который эксперты забирают с собой, уходя на пенсию.

С тех пор как управление ядерными знаниями стало важной стратегией управления в ядерном сообществе, МАГАТЭ служило источником методологии и руководства, обеспечивая подготовку и информируя старших руководителей во многих странах о важности управления знаниями.

Потери знаний, приводящие к разрыву между наукой и практикой, всегда будут занимать центральное место в отраслевой повестке, когда речь идет о гарантировании соответствующих навыков и опыта, обеспечении критически важных знаний и осуществлении устойчивой передачи знаний между поколениями. Продление срока службы нынешнего атомного парка и потенциальное превращение ядерной энергетики в важный источник низкоуглеродной электроэнергии в ближайшем будущем станут важнейшими задачами для управления знаниями в ядерном сообществе в целом.

Управление ядерными знаниями должно осуществляться более активно на протяжении всего жизненного цикла ядерных установок, причем оно должно осуществляться через национальные и организационные границы и барьеры и всегда — в рамках комплексной системы управления.

 

Источник: Атомный эксперт

296