Заместитель директора ИФТЭБ Анна Норкина — об особенностях образовательных программ по экономике и информационной безопасности

21
июля
2021

В интервью заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ Анна Норкина рассказала об особенностях специальностей 10.00.00 «Информационная безопасность» и 38.00.00 «Экономика» и на что, прежде всего, нужно обратить внимание абитуриенту.

По каким критериям абитуриент 2021 выбирает образовательную программу?

— В современной ситуации и абитуриентам, и вузам приходится нелегко. Основным критерием, конечно, является вероятность поступления. Ребята ориентируются и на проходные баллы прошлых лет, и на информацию из социальных сетей,  на данные информационных ресурсов, сопровождающих приемную кампанию. Они черпают информацию отовсюду, не задумываясь об ее достоверности. Надо понимать, что для самых продвинутых информационных ресурсов — это, прежде всего, бизнес. Одно дело предоставлять информацию о вузах, другое дело — формат так называемых калькуляторов ЕГЭ, где за абитуриента, по сути, принимается решение. На этих сайтах указываются вузы, заключившие с ресурсом финансовые отношения. Базы абитуриентов в контексте текущей компании носят еще более конфиденциальный характер, нежели в предыдущие года, и доступа к ним ни у кого нет, кроме вузов.  Поэтому оценить вероятность поступления в вуз, по сути, может только сам вуз, опираясь на опыт много численных лет.

— Но ведь вуз также заинтересован в абитуриентах, разве он не может предоставить абитуриенту информацию, не совсем отвечающую реальности?

— Я согласна в том, что вузы заинтересованы в потоках абитуриентов. Но надо отметить, что вуз принимает на себя ответственность за участие в  жизни абитуриента с момента знакомства с ним. Многие ребята участвуют в мероприятиях университета еще со школьных времен — в олимпиадах, профориентационных или кружковых мероприятиях. Мы, те, кто уже получил образование и достиг определенных успехов в профессиональной деятельности , не можем обманывать их, не имеем на это право. Сотрудники и студенты университета выступают для тех, кто делает первые шаги, опорой и другом. С точки зрения реализации уникальных образовательных программ университет также заинтересован в тех, кто реально хочет их осваивать. От этого зависит прилежание студента к учебе, степень его ответственности, саморазвития и многие другие показатели обучения.

— На что, прежде всего, необходимо обратить внимание абитуриенту?

— На первом курсе ИФТЭБа есть дисциплина «Введение в специальность». В ней есть темы, посвященные образовательным и профессиональным стандартам, рабочему учебному плану, чтобы у наших студентов было сформировано системное представление об образовательной программе и чему их будут учить. Опыт показывает, что 98% первокурсников понятия не имеют, что такое рабочий учебный план, где можно было с ним ознакомиться, в чем его специфика, особенности. И это печально. Ведь это основное,  на что должен обратить внимание будущий студент — на то, чему будет учиться!

К примеру, все основные образовательные программы ИФТЭБ НИЯУ МИФИ и по укрупненной группе специальностей 10.00.00 «Информационная безопасность», и по 38.00.00 «Экономика» акцентированы на трех аспектах.

Во-первых, это сильная фундаментальная математическая подготовка. Мнение «экономист – гуманитарий» на текущий момент ошибочно. Заниматься решением задач в области экономики, экономической безопасности, не обладая знаниями и умениями в области статистики, обработки данных, методов математического анализа, все равно, что есть жидкий суп вилкой или палочками. Поэтому те аналитические компетенции, которые традиционно являются неотъемлемой частью, к примеру, специалитета  «Информационно-аналитические системы безопасности»,  давно уже реализуются в том числе и в «Экономической безопасности».

Во-вторых, это междисциплинарность. Все без исключения основные образовательные программы ИФТЭБ носят междисциплинарный характер и включают в себя: гуманитарный и естественно научный, информационный, экономический, правовой блоки подготовки. Уникальной особенностью является блок дисциплин, формирующий компетенции в области ПОД/ФТ — противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Наш университет и институт — первое учебное заведение, которое начало более 17 лет назад подготовку специалистов по финансовому мониторингу вместе с Федеральной службой по финансовой безопасности. Степень погружения в область каждого блока знаний зависит от образовательной программы и ее специфики. Изучить это можно только рассмотрев рабочий учебный план. Сотрудники приемной комиссии ИФТЭБ всегда готовы ответить на вопросы о реализации образовательных программ.

В третьих, это практикориентированный подход. Подводя итоги каждого учебного года, образовательные программы адаптируются на основе экспертных панелей с работодателями, мнений выпускников - молодых специалистов. В ходе обучения студенты участвуют в деятельности профильных лабораторий, слушают лекции специалистов - практиков, проходят практику на предприятиях-партнерах.

— Существуют дополнительные факторы выбора вуза абитуриентом, например, военная кафедра, общежитие и т.д. Есть то, на что ребята нечасто обращают внимание, а стоило бы?

— Можно сказать, что студенчество — это самая счастливая пора для молодежи. Учеба, профессиональный рост, ранняя профориентация — все это хорошо. Но вот когда вспоминаешь студенческие годы,  думаешь не только об аудиторных занятиях, но и о том, что было параллельно с ними. В НИЯУ МИФИ  большой выбор для  творчества: студенческие отряды, пение, танцы, КВН, поэзия и живопись... Нет возможности для перечисления всего. В этом плане в НИЯУ МИФИ студенты могут попробовать и развить себя в разных областях, попробовать ранее неизведанное, что очень важно.  

Подробнее об образовательных программах ИФТЭБ НИЯУ МИФИ читайте на сайте онлайн-представительства Института.

Отметим, что подать документы можно уже сейчас на сайте приемной комиссии НИЯУ МИФИ.

293