Ученый из Германии рассказал о своей двухлетней стажировке в НОЦ НЕВОД НИЯУ МИФИ

17
января
2022

Немецкий физик Александр Сандрок завершил двухлетнюю научную стажировку в НИЯУ МИФИ. В научно-образовательном центре НЕВОД он занимался расчетами взаимодействия мюонов и поисками ответа для «мюонной загадки». Накануне отъезда домой, Александр поделился впечатлениями от работы в университете.

- Александр, вы уже не первый раз приезжаете на научную стажировку в НИЯУ МИФИ. Как сложилось ваше сотрудничество с исследователями из центра НЕВОД?

- Я родился в Германии, окончил Дортмундский технический университет. В 2017 году, во время учебы в аспирантуре, я выступал на одной конференции, где встретил двух сотрудников центра НЕВОД, одного из которых я хорошо знал по его публикациям, а с другим познакомился ранее, во время его визита в нашу лабораторию в Дортмунде. Мы пообщались и договорились, что я смогу приехать в НИЯУ МИФИ на двухмесячную стажировку.

Так я впервые попал в этот университет. Моя стажировка в 2017 году была довольно успешной, мы вместе с коллегами смогли подготовить и опубликовать хорошую научную статью.

Чтобы продолжить свои исследования в центре НЕВОД, после окончания аспирантуры я подал заявку в немецкое научно-исследовательское общество на двухлетнюю исследовательскую стипендию. Это позволило мне работать здесь на протяжении двух лет.

Вместе с известными учеными Ростиславом Кокоулиным и Анатолием Петрухиным я занимаюсь изучением процессов взаимодействия мюонов с атомами, пытаюсь понять, как мюоны высоких энергий теряют свою энергию. Это важно, чтобы научиться моделировать прохождение мюонов через вещество и найти решение знаменитой «мюонной загадки», которую ученые пытаются решить на протяжении почти 20 лет.

В последнее время ученые создали огромные детекторы космического излучения – гигатонный детектор на Байкале и большой нейтринный телескоп IceCube на Южном полюсе. В будущем эти детекторы будут еще увеличиваться, понадобится более точно знать, как ведут себя мюоны, поэтому вместе с коллегами из НИЯУ МИФИ мы изучаем особенности их энергетических потерь.

- Почему именно здесь, а не на IceCube и не на Байкале?

- Я член коллаборации IceCube, и знаю изнутри исследования, которые там проводятся. Я занимаюсь теоретическими расчетами, строю основу для математического моделирования транспорта мюонов, вхожу в число авторов соответствующей программы.

Анатолий Петрухин также принимает активное участие в этой работе, мы с ним сотрудничали и до моего приезда на НЕВОД, благодаря этому я и появился в Москве в конце 2019 года. Правда, с началом пандемии мы все некоторое время перешли на удаленную работу, и мне пришлось справляться с некоторыми трудностями, чтобы наладить рабочий процесс. Но это было не напрасно, потому что с коллегами из НИЯУ МИФИ мне очень комфортно работать и общаться.

- Откуда у вас такой прекрасный русский язык?

- В школе я учил английский и латинский язык. С 2003 года, когда мне было 13 лет, я пару лет брал уроки русского языка у выходца из Литвы, а уже в 2004 году я в первый раз побывал в России как турист. У моего отца была мечта проехать по Транссибирской магистрали, и мы это сделали. После этого я продолжил самостоятельно заниматься русским языком.

Когда-то я нашел в центральной библиотеке в Дортмунде книгу «Русский язык для математиков». Это удобно, потому что большинство учебников рассчитаны либо на школьников, либо на туристов. Вас научат заказать пиво в ресторане, но не читать научную статью. И долгое время, в основном, читал русскую научную литературу.

Во время первой стажировки я мог читать по-русски, правда, мне не хватало разговорной практики. Но в конце 2019 года я на семинаре сделал доклад на русском языке, и после этого коллеги перестали со мной говорить по-английски. И сейчас, конечно, я чувствую себя более уверенно.

- Какой опыт вы здесь приобрели?

- С коллегами из центра НЕВОД мы опубликовали несколько совместных статей, участвовали в нескольких конференциях. Я познакомился со многими учеными и нашел друзей как в университете, так и вне его. Это для меня очень важно.

Я надеюсь, что наше сотрудничество будет продолжаться и в будущем. После возвращения в Германию я буду работать в университете в Вуппертале, в большой научной группе, которая также занимается космическими лучами. Если в будущем у меня будут свои аспиранты, я хотел бы присылать их для совместных исследований в НИЯУ МИФИ, чтобы наше сотрудничество развивалось.

К сожалению, людей, которые говорят по-русски, в Западной Германии довольно мало. Конечно, в НИЯУ МИФИ можно общаться с коллегами на английском, но если ты совсем не говоришь по-русски, тебе будет сложно купить продукты в магазине.

В целом, НИЯУ МИФИ – очень хороший университет. По сравнению с моим опытом в Германии, меня очень поразило, как плотно студенты занимаются научными исследованиями не только при подготовке дипломной работы, но и начиная с младших курсов. Я думаю, что это им дает глубокое понимание научной работы и помогает стать грамотными исследователями.

 

338