На форуме «Технопром-2022» обсудили перспективы научных мегаустановок

25
августа
2022

На Международном форуме технологического развития «Технопром-2022» состоялся круглый стол «Уникальные научные установки класса «мегасайенс» – драйверы развития науки, кадрового потенциала и трансфера технологий». Принявший участие в мероприятии ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко отметил, что для развития российской науки нужно решить проблему повышения привлекательности работы в коллективах научных мегаустановок для амбициозных молодых исследователей.

 

Сборочная площадка реактора ИТЭР. Июнь 2022 г.

 

Представители научных учреждений и Росатома обсудили на круглом столе, что Россия в настоящее время располагает уникальной сетью уже действующих или строящихся научных установок. Как заметил и. о. руководителя департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки России Кирилл Борисов, существующий комплекс установок позволяет даже в условиях «отстраненности зарубежных партнеров» создавать научные заделы, обеспечивающие движение отечественной науки вперед.

В ходе круглого стола было отмечено, что Россия продолжает оставаться ключевым игроком в проекте международного термоядерного реактора ИТЭР. Благодаря выполнению подрядных работ в стране образовалось 64 центра технологического роста, к тому же Россия получает лицензии на все используемые при создании реактора технологии.

Те же научные разработки, которые появились в более позднее время, предполагается использовать в новом российском термоядерном реакторе ТРТ. Его строительство запланировано в Троицком институте инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ). По словам генерального директора частного учреждения Госкорпорации «Росатом» «ИТЭР-ЦЕНТР» Анатолия Красильникова, ожидается, что реактор ТРТ станет первым термоядерным реактором промышленного типа, который сможет давать энергии больше, чем потребляет.

Еще одним потенциально революционным для энергетики проектом был назван проект «Прорыв» строительство реактора на быстрых нейтронах в Северске.

В завершение круглого стола ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко рассказал о трудностях и одновременно возможностях в деле подготовки кадров для установок класса «мегасайенс».

«Очень важно смотреть на ландшафт глазами молодого человека», подчеркнул ректор Национального исследовательского ядерного университета.

Абитуриента, обладающего способностями в сфере STEM, подстерегает немало искушений.  Барьер входа в IT-индустрию настолько низкий, а рынок труда в этой сфере настолько привлекательный, что с большой вероятностью способный молодой человек не окажется в команде мегаустановки, а уйдет в финтех, телеком и другие интересные области, привлекательные и по масштабу задач, и по оплате труда.

Второе искушение, по словам Владимира Шевченко, связано с тем, что, если молодой человек настроен на научную карьеру, он может думать, что работа в одиночку или в небольшой команде даст ему больше возможностей для самореализации и больше личной известности, в то время как в многотысячном коллективе мегаустановки он останется «винтиком». Тем более что продолжительность работы на мегаустановках сопоставима с продолжительностью человеческой жизни, их сотрудники часто оказываются в положении строителей средневековых соборов, которым не суждено увидеть окончание строительства.

Для успешной реализации научной политики в сфере мегасайенс необходимо ответить на вопросы, что мы можем дать молодому человеку, почему он должен этим заниматься. «От этого будет зависеть и все остальное», заключил Владимир Шевченко.

Ректор НИЯУ МИФИ также напомнил о существующих сегодня проблемах в сфере естественно-научного образования. В этом году в российских вузах было 250 тыс. бюджетных мест, требовавших ЕГЭ по профильной математике, в то время как успешно сдали этот экзамен только 240 тыс. школьников. А ЕГЭ по физике не является обязательным, и нужно мотивировать школьников его сдавать, о чем недавно говорилось на Всероссийском съезде учителей физики.

По словам ректора НИЯУ МИФИ, жизненно важно показывать будущим ученым масштаб стоящих перед ними задач, демонстрировать истории успеха – в первую очередь среди достаточно молодых, но уже состоявшихся людей.

«Нужно объяснить, что не все низко висящие плоды стоит срывать и съедать. Как сказано в Библии, нам все позволено, но не все полезно», напомнил Владимир Шевченко.

156