Гуманитарное измерение: как физики удивляли и вдохновляли поэтов

апреля
2023

Наша новая рубрика «Гуманитарное измерение» посвящена темам, которые, казалось бы, никакого отношения к физике не имеют. Но это только на первый взгляд. На самом деле, все в этом мире бушующем не только призрачно, но и взаимосвязано: совершать большие научные открытия порой помогают такие мелочи как прогулка по весеннему лесу, аромат свежего хлеба или чтение стихов. В рубрике «Гуманитарное измерение» мы будем рассказывать об истории науки, о том, как наука взаимодействует с культурой и искусством - обо всех гуманитарных аспектах естественных наук.

"Земля слушает". Картина художника В.Нестерова, 1965

Научные открытия меняют наш мир: появляются новые источники энергии, средства связи, лекарства, технологии и… стихи. Ироничные и серьезные, невесомые и громоздкие, глубокие и легкомысленные стихи про науку. Что такое научная поэзия? Давайте разберемся! Если достижения ученых пробуждают фантазию поэтов, почему поэзия не может вдохновить исследователей на новые свершения?

Наука изменила не только повседневную жизнь, но и поэтическое видение мира – опираясь на заимствованные из научно-популярных источников концепции, поэты создавали новые картины реальности, полные невидимых взаимосвязей. Особенно заметно это стало с началом XX века, когда с легкой руки Валерия Брюсова приобретает популярность термин «научная поэзия». По мнению Брюсова, знакомство с научными данными «должно открыть поэту новые горизонты». Именно так и происходит. Наука меняет оптику поэзии. Достижения науки производят сильное впечатления и становятся мощными источниками вдохновения.

Полно восхищения тончайшими, невидимыми простым глазом связями, сцепляющими все бытие, стихотворение Юрия Левитанского «Взаимосвязи»:

Как странно знать, что в некий день весенний
На части разрываются сердца
Из-за каких-то слабых потрясений,
Случившихся в созвездии Стрельца.

Поэзия активно перевоплощает в свои образы новые, обнаруженные учеными объекты и явления, будь то микроорганизмы, планеты, волны или частицы. Типичный пример стихотворений на эту тему – «Над микроскопом» Александра Кушнера:

Вот маленькая туфелька
Ресничками гребет.
Не знает, что за публика
Ей вслед кричит: «Вперед!»

Игорь Иртенев вдохновлен, кто бы мог подумать, электрическим током:

Электрический ток,
Напряженьем похожий
На Ближний Восток,
С той поры, как увидел я
Братскую ГЭС,
Зародился к тебе
У меня
Интерес.

Часто поэты искренне любуются разнообразием порожденных наукой образов, тем более, что научные термины и концепции отсылают к самым разным уровням бытия, а одна из важных задач поэзии – вскрывать в обыденных предметах дополнительные смыслы. Наука дает поэзии новые «предметные поля» – миры атомов, микроорганизмов, галактик. Целый ряд поэтических произведений посвящен обзорам достижений и исследований науки. Пример – стихотворение Вадима Шефнера «Техника»:

Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.

Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли,
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди смогли?

Нередко возможности науки, кажущиеся безграничными, одновременно восхищают и ужасают поэтов. Роберт Рождественский высказывает опасения с присущей ему ироничностью:

Древо жизни
хочет что-то придумать,
чтоб
самого себя
уничтожить.

Александр Галич пишет «Радиацию», где отчетливо слышится ожидание катастрофы, которая может произойти по вине физиков с их слишком смелыми идеями.

Все теперь на шарике вкось и вкось,
Шиворот-навыворот, набекрень,
И что мы с вами думаем день – ночь!
И что мы с вами думаем ночь – день!

И рубают финики лопари,
А в Сахаре снегу – невпроворот!
Эти гады-физики на пари
Раскрутили шарик наоборот.

Тот же мотив звучит и в «Марше студентов-физиков» Владимира Высоцкого:

Тропы еще в антимир не протоптаны,
Но, как на фронте, держись ты!
Бомбардируем мы ядра протонами,
Значит мы антиллеристы.

Нам тайны нераскрытые раскрыть пора —
Лежат без пользы тайны, как в копилке,
Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра —
На волю пустим джинна из бутылки!

Поэтов волнуют возможные негативные последствия научного прогресса, и физикам-ядерщикам тут отведена особая роль. «Где-то там испортился реактор и частиц каких-то напустил», – нервничает Леонид Мартынов. Еще больше напряжения в «Ядерной зиме» Андрея Вознесенского:

Ядерная зима, ядерная зима...
Наука это явление лишь год как узнала сама.
Превратится в сосульку
победившая сторона.

Борис Слуцкий, автор стихотворения, давшего название дискуссии о «физиках и лириках», продолжает тревожную тему слишком рьяного исследовательского пыла ученых, противопоставляя «естественно-научное» и «гуманитарное» мышление:

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.

Представления о физиках как о людях самоуверенных, лишенных эмоций и готовых ради научных открытий на все, Слуцкий развивает в стихотворении «Физики и люди»:

А физики презрительно озирают неудачи,
Свысока глядят на людской неуют,
Но выполняют любые задачи,
Какие им ни дают.

Противопоставление физика и обычного человека, не знакомого с передовыми научными теориями, повторяется и в стихотворении Леонида Мартынова «Небо и Земля»:

В расширяющейся Вселенной, –
Если это действительно так, –
Что ты чувствуешь,
Обыкновенный
Человек,
Неученый простак?

И у Слуцкого, и у Мартынова противопоставляются не только «стили мышления», но и «миры», в которых существуют «ученые» и «простаки». И симпатии поэтов на стороне последних. Простой человек не совершит великих открытий, но и причиной серьезных разрушений не станет, а вот на ученых лежит большая ответственность – за развитие технологий, за экологию, за безопасность и, конечно, за мир на Земле.

Расцвет научной поэзии в России приходится на 1950-1970 годы – период культа науки и известных ученых. Некоторые футурологи считают, что совсем скоро произойдет новый всплеск интереса поэтов к науке. И в это легко поверить – наука остается той областью, где рождаются самые смелые идеи, современные ученые воплощают в жизнь проекты, которые еще недавно казались чем-то фантастическим. Поэтам есть от чего прийти в восторг. А настоящим ученым сегодня очень важно обладать междисциплинарными знаниями, уметь «в одном мгновенье видеть вечность, огромный мир — в зерне песка, в единой горсти — бесконечность и небо — в чашечке цветка». И тут уж без поэзии точно не обойтись.