Ректор НИЯУ МИФИ рассказал о миссии инженеров будущего на Конгрессе молодых ученых

28
ноября
2023

Делегация НИЯУ МИФИ во главе с ректором университета Владимиром Шевченко принимает участие в III Конгрессе молодых ученых, который проходит в Парке науки и искусств «Сириус» в Сочи 28-30 ноября. Сегодня ректор, в частности, описал способы «заякорить» молодежь в наукоградах, рассказал о конкурентоспособности абитуриентов МИФИ на мировом рынке и описал важный парадокс проекта «Передовые инженерные школы».

 

 

Сегодня Владимир Шевченко выступал на трех площадках конгресса. Мероприятия с участием ректора имели различные названия, но так или иначе касались одной значимой темы – воспитания инженеров будущего. Людей, которые станут высококлассными специалистами, успешными технологическими предпринимателями, выдающимися учеными и смогут менять этот мир к лучшему. Такое воспитание должно начинаться со школьной скамьи.

Выступая на круглом столе «Новые подходы в развитии наукоградов и других территорий с высоким научно-технологическим потенциалом», Владимир Шевченко отметил, что механизм ЕГЭ является одним из основных факторов оттока талантливых и мотивированных детей из наукоградов.

При этом для сохранения и возвращения талантливой молодежи в наукограды, по мнению ректора, важна «бутиковость» высшего образования. Второе условие – наличие «большого внятного проекта», такого, как NICA в Дубне, «Обнинск-тех» в Обнинске или НЦФМ в Сарове.

«Необходимо также сформировать механизм привлечения внутреннего ресурса конкретной территории», – отметил ректор, приведя пример города Купертино в пригороде Сан-Франциско, где располагается штаб-квартира компании Apple. Секретом успеха города стал особый режим налоговых преференций. И Владимир Шевченко призвал власти наукоградов проработать подобную возможность для привлечения инвестиций дружественных стран. «Уверен, нам есть, что предложить», резюмировал он.

В рамках трека «Возможности десятилетия науки и технологий в России» состоялась панельная дискуссия «Развитие человеческого капитала со школьной скамьи». Что может мотивировать детей к углубленному изучению физики, химии, биологии, математики? Каковы успешные кейсы в области развития и популяризации образовательных инициатив? Какие меры улучшат социально-образовательную среду в школе? Участники дискуссии постарались приблизиться к ответам на эти непростые вопросы.

По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, любые изменения в системе высшей школы надо начинать со школы общеобразовательной, а подготовка хорошего инженера должна вестись уже с младших классов. Только так университеты смогут стать полноценными участниками социально-экономического развития страны.

Именно таким образом и построена работа с абитуриентами в НИЯУ МИФИ, где есть не только университетские лицеи, но и детский сад со своим инженерным кружком. Владимир Шевченко обратил внимание участников дискуссии на важность индивидуального, диверсифицированного подхода к будущим студентам.

«Хорошая новость для системы высшего образования в том, что абитуриенты, которые приходят в лучшие технические университеты нашей страны, не уступают тем, кто приходит в лучшие вузы мира. У нас очень высокая стартовая точка – к нам поступают хорошо подготовленные, мотивированные молодые люди. Важно, чтобы, став выпускниками, они сохраняли глобальную конкурентоспособность», – сказал ректор НИЯУ МИФИ.

Также важно, по мнению Владимира Шевченко, не потерять ни один талант, не пропустить того, кто может стать блестящим инженером, несмотря на не совсем блестящую учебу в школе. Именно для этого создана целая система инженерных конкурсов, олимпиад, проектов, таких как «Код МИФИста», позволяющих поступить в университет благодаря индивидуальным достижениям. Ведь результаты ЕГЭ не всегда отражают реальные способности абитуриентов.

 

 

Экспертная сессия «От контакта до контракта: что надо изменить в компаниях и университетах, чтобы бизнес получал пользу от сотрудничества с исследователями» подняла вопрос о том, как активизировать и синхронизовать встречное движение вузов и предприятий для получения реальных экономических эффектов.   

Владимир Шевченко отметил, что «золотого стандарта» во взаимоотношениях университетов и индустриальных партнеров не существует: одним компаниям важно набрать большое количество сотрудников, другим – пригласить на работу двух-трех специалистов топового уровня, третьим – повысить капитализацию предприятия, занимаясь технологическими стартапами, придуманными выпускниками университета.

«Проект «Передовые инженерные школы», где ведущие индустриальные партнеры с тридцатью ведущими университетами готовят инженеров новой формации для решения фронтирных задач, развивается, и со временем в нем выявляются интересные внутренние тенденции. Индустриальный партнер, вкладывая ресурсы в ПИШ, исходит из гипотезы, что эти ресурсы окупятся – к нему придут работать подготовленные специалисты. Но чем больше он вкладывает в подготовку специалистов, тем выше их стоимость на рынке труда, тем больший интерес они представляют для хантеров из других компаний», – обозначил проблему Владимир Шевченко. 

Ректор НИЯУ МИФИ также привел цитату знаменитого лингвиста Ноама Хомского:

«Невозможно измерить величину ущерба, который причиняется людям и обществу в связи с тем, что школы и университеты превращаются в учреждения, цель которых производить продукты для рынка труда. Забывается исконная цель университета – пробуждать мыслить и исследовать творчески и независимо, подвергать сомнению устоявшиеся догмы, открывать новые горизонты, не оглядываясь на внешние ограничения».

Работа Конгресса молодых ученых продолжается. Завтра ректор выступит модератором сессии, на которой проект ПИШ будет рассмотрен более подробно.

Трансляции выступлений руководителей и молодых ученых НИЯУ МИФИ доступны на официальном сайте конгресса. В том числе их можно посмотреть и в записи.

214