Проект «Передовые инженерные школы» обеспечил новый уровень взаимодействия вузов и предприятий
В рамках III Конгресса молодых ученых состоялась отдельная панельная дискуссия, посвященная проекту «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Представители пяти университетов, а также корпораций «СИБУР» и Росатом рассказали о том, как в рамках проекта удалось наладить взаимодействие между учеными, студентами и индустрией. Модератором дискуссии выступил ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.
Проект развивается
Начиная дискуссию, Владимир Шевченко напомнил, что в настоящее время в проекте ПИШ участвуют 30 вузов с их индустриальными партнерами, а в начале декабря состоится дополнительный отбор, после чего к программе присоединятся еще 10 вузов. Именно поэтому надо убедиться, что проект действительно достигает тех целей, которые перед ним поставлены.
Выступления участников панели подтвердили: проект успешно развивается. В его рамках ученые и студенты вузов работают над реальными задачами, которые стоят перед предприятиями. Например, в рамках ПИШ Санкт-Петербургского политеха действует инжиниринговый центр, выполняющий исследования и разработки для Государственной корпорации «Росатом». Советник по развитию и инновациям корпорации «СИБУР» Владимир Бушков рассказал, что, хотя его компания и располагает собственной RND-инфраструктурой, она считает нужным и полезным передавать вузам некоторые НИОКР – либо по тем направлениям, по которым у университетов имеются хорошие заделы, либо для проработки гипотез, прикладное значение которых пока еще не ясно.
При этом в сфере прикладных исследований ПИШ позволяет мобилизовать интеллектуальные ресурсы каждого студента. Ведущий научный сотрудник ПИШ Университета ИТМО Георгий Селиханов, рассказывая об исследованиях в сфере утилизации отходов деревообрабатывающей промышленности, отметил, что у таких исследований может появляться множество ответвлений, и в рамках большого проекта у студентов есть свои персональные маленькие проекты, на реализацию которых они получают стипендии.
Бесшовная интеграция
Вообще важнейший эффект ПИШ заключается именно в интенсификации непосредственного общения студентов с индустриальными партнерами.
Руководитель проектов Государственной корпорации «Росатом» Михаил Горлов, среди преимуществ, которые получают участвующие в ПИШ студенты, в качестве важнейшего назвал кураторство и наставничество со стороны сотрудников госкорпорации.
Начальник отдела энергетического машиностроения ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Николай Ефимов-Сойни, подтвердил, что в его университете каждый участвующий в Передовой инженерной школе магистрант имеет двух руководителей - от университета и от Росатома.
Он также добавил, что существуют различные формы «бесшовной интеграции» студентов в индустрию - это и стажировки на предприятиях Росатома, и имеющаяся у студентов-старшекурсников возможность параллельно учебе неполный рабочий день работать на этих предприятиях.
Трансформация учебного процесса
Тесное взаимодействие с индустриальными партнерами оказывает серьезное трансформирующее воздействие на учебный процесс. Обратная связь от партнеров позволяет усилить в учебных курсах именно те направления, которые нужны потенциальным работодателям. Как выразился руководитель научно-технологической лаборатории проектирования бортовых систем робототехнических комплексов Южного федерального университета Борис Гуренко, опыт работы над реальными задачами «трансформировал образовательные продукты в интересах индустриальных партнеров».
«После создания ПИШ на базе нашего вуза, мы наблюдаем мощный синергетический эффект от возникновения связи между образованием, наукой и хоздоговорной деятельностью, - сказал заведующий лабораторией «Технологии информационного моделирования» Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого Кирилл Вареник. - Разработки наших лабораторий мы активно внедряем в учебный процесс, студенты принимают участие в реальных, успешных кейсах».
«Мы чувствуем нашего партнера, а партнер понимает еще больше нас», - сказал исполнительный директор ПИШ МГТУ имени Н.Э.Баумана Алексей Подчуфаров.
При этом, по мнению Бориса Гуренко, в сфере робототехники важной составляющей подготовки кадров является подготовка команд для участия в соревнованиях. «Все, кто прошел через сито соревнований, становятся достойными специалистами», – выразил уверенность эксперт.
Не только ученые
Об очень любопытном аспекте взаимодействия между вузами и индустрией рассказал представитель ИТМО Георгий Селиханов. «Взаимодействия бизнеса и науки оставляет желать лучшего, это одна из главных проблем!» - сказал он, после чего рассказал, что для решения этой проблемы в ИТМО разрабатывается особая компетенция «исследователя-руководителя». «Исследователь-руководитель» - это ученый, который занимается не только исследованиями, но и взаимодействием с партнерами.
При ИТМО уже действует школа исследователей-руководителей и инженеров-руководителей, цель которой - «создать прослойку коннекторов между индустрией и научными сотрудниками». При этом студенты, работающие над коммерческими проектами, занимаются не только научными и инженерными изысканиями, но и участвуют в составлении ТЗ и постановке задач. «Мы готовим не только хороших специалистов, но и будущих руководителей», - сказал Георгий Селиханов.
Роль Росатома
Очень часто в ходе панельной дискуссии упоминалась Государственная корпорация «Росатом», и это не случайно: она принимает участие в создании 7 из 30 действующих на сегодняшний день передовых инженерных школ. При участии Росатома в рамках проекта ПИШ создано 19 магистерских программ, 46 программ дополнительного профессионального образования, ведется 25 НИОКР. Для координации этой деятельности при Государственной корпорации создан Совет по вопросам содействия развитию программ передовых инженерных школ, реализуемых образовательными организациями высшего образования совместно с организациями Госкорпорации «Росатом».
«Работа с Передовыми инженерными школами была поставлена в Государственной корпорации «Росатом» на системную основу, были сформированы коллегиальные органы, и это дает свои плоды, потому что люди постоянно сверяют часы с точки зрения корпоративной повестки, которая выходит за пределы той тематики, в которую они вовлечены в работе с конкретными предприятиями конкретного дивизиона», - отметил Владимир Шевченко. Как сказал руководитель проектов Государственной корпорации «Росатом» Михаил Горлов, вузы начинают более чутко реагировать на потребности индустриального партнера.
ПИШ – это тренер
В ходе дискуссии был поставлен важный вопрос – не могли бы университеты проводить ту же самую деятельность и вне рамок ПИШ? Отвечая на него, ректор НИЯУ МИФИ сказал: «Как мы знаем из спорта, даже спортсменам очень высокого уровня нужен тренер, который будет засекать время и расставлять флажки, чтобы они правильно тренировались и бежали. ПИШ выполняет роль тренера, а НИЯУ МИФИ и «Социоцентр» – роль флажков и секундомера, которые позволяют университетам измениться, если они этого хотят».
Напомним, что организатором проекта «Передовые инженерные школы» выступает Минобрнауки России, а операторами - ФГАНУ «Социоцентр» и НИЯУ МИФИ. Университет отвечает за экспертно-методическое и методологическое сопровождение проекта.