Агния Бородина: «Свобода на режимном объекте»

февраля
2024

В преддверии еще одного научного праздника – Дня женщин в науке, отмечаемого во всем мире 11 февраля ­– пресс-служба университета побеседовала с председателем СНО НИЯУ МИФИ Агнией Бородиной. Будущий ученый, общественница, певица и просто красавица – так, слегка перефразировав известное определение прекрасной девушки, можно смело сказать об этой студентке второго курса магистратуры Института ЛаПлаз.

Выступление на XI Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ в Нижнем Новгороде

- Давайте сразу «быка за рога»: вы заканчиваете магистратуру и тема вашей магистерской диссертации?..

- Которая в будущем, надеюсь, вырастет в кандидатскую – «Исследование аналитических свойств обобщенной модели Бюргерса-Хаксли», это семейство нелинейных дифференциальных уравнений. Численно я не считаю, мне это не очень нравится. Я работаю с неинтегрируемыми уравнениями, решение которых можно попробовать найти, только оно будет уже не общее, а частное. Это очень красивый и интересный инструментарий – исследование уравнений с точки зрения интегрируемости, группового анализа, поиск методов и подстановок, с помощью которых уже можно получать частные решения.

- Каково прикладное значение этих исследований?

- От руки можно написать любое уравнение и сойти с ума, решая его. А мы занимаемся такими задачами, которые имеют физический смысл. Экспериментатор, ставя реальный эксперимент либо моделируя его, все равно работает с математическим аппаратом. Явления реального мира можно описать математически, математика по сути – язык общения бога с человеком. Когда физики решают свои задачи, они тоже формулируют их на языке математики, и моя задача – помочь им решить уравнения. Например, при проведении численного моделирования, ученому-физику нужно проверить, насколько его модель точно описывает эту задачу. Он берет наше аналитическое решение и подставляет, и таким образом понимает отклонение от точного решения.

Уравнения, описывающие жизнь и вообще физические явления –  сложные, нелинейные. Если бы мир был линейным, мы бы с вами тут не сидели… Есть вещи, которые двигают математику вперед, хотя, на первый взгляд, мало связаны с реальным приложением, и возможно, ученые-математики, занимающиеся такими исследованиям, не увидят их применение при своей жизни, но можно надеяться, что по прошествии N лет это всё-таки произойдет.

- Вы согласны столько ждать?!

- Я не ищу признания, мне хочется, конечно, верить, что мои изыскания будут кому-то полезны, но мне очень нравится сам процесс. Иногда коллеги-физики в МИФИ обращаются к нашей научной группе, которой руководит Николай Алексеевич Кудряшов, с просьбой проанализировать конкретное уравнение… Но есть и другие важные вещи для меня – поддержка студентов МИФИ в их научном развитии, помощь на старте их ученой карьеры.

День открытых дверей Института лазерных и плазменных технологий, 2023

- А как же наука?

- Это всё связано, и может (и должно!) идти параллельно. Как только ты перестаешь заниматься наукой, ты перестаешь что-то важное понимать, и какая-то часть тебя умирает. Наука мне нравится не только как игра ума, которая доставляет удовольствие (за исключение тех случаев, когда какое-нибудь уравнение никак не решается), но и как общение с людьми науки – с будущими людьми науки в том числе. Хочется не только самой что-то сделать в науке, но и двигать других.

- Вы председатель нашего СНО с 2021 года, а до этого еще год были заместителем председателя. Это огромная нагрузка, думали ли вы, когда шли в МИФИ, что будете заниматься таким делом?

- Нет, конечно. Кто знает свое будущее, даже ближайшее? Я окончила гуманитарную гимназию с красным аттестатом, была трехкратным призером Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре, закончила музыкальную школу по классу хорового пения, много лет выступала как солист и в составе нескольких профессиональных коллективов, и у меня предполагалась академическая карьера оперной певицы. Но я решила, что наука важнее, здесь вызов интереснее. Написала олимпиаду «Росатома» по математике, которую проводит НИЯУ МИФИ, и стала призером, по физике тоже писала, но уже не помню, была ли призером… В 10 классе в ходе предпрофессиональной олимпиады я впервые оказалась в МИФИ – нужно было выполнить научно-исследовательскую работу по физике на базе университета. Меня встретил Алексей Бакун, занимавшейся профориентацией школьников. Была зима, всё тут было похоже на сказку – я подумала тогда, что тут 100% работают великие ученые. А мне всегда хотелось быть среди людей с физическим пониманием мира, и я искала университет, в котором есть кафедра прикладной математики, не особо даже понимая, что это значит – просто искала сильную математическую «школу» в вузе. И нашла ее – на кафедре № 31. Я чувствую, что МИФИ – это моё. Я прошла по баллам в МГУ, МФТИ и МИФИ, удовлетворилась этим и осталась в МИФИ. А тот опыт с первой научной работой научил меня многому, что сейчас я использую, подавая заявки на гранты уже как руководитель проектов СНО. О которых можно почитать в Телеграм-канале СНО по хэштегу #все_ответы_в_науке_МИФИ.

Открытое собрание Студенческого научного общества НИЯУ МИФИ

- Каково было учиться в нашем бакалавриате бывшему гуманитарию?

- Первый год – сложно, я просто непрерывно училась, легко ничего не давалось. Я считаю, что если ты поступил на бюджет, ты должен учиться на «отлично», воспринимать, впитывать всё, что тебе здесь дают – как преподаватели, так и кураторы, и твои товарищи на курсе. Мне дали очень много, и на втором курсе я уже хотела сама делиться знаниями с первокурсниками, стала куратором. Куратор – это человек, от которого зависит адаптация студента в университете, он помогает построить отношения в группе, на курсе, с преподавателями, качество его работы во многом определяет, сколько человек дойдет до защиты диплома и что в будущем получится из его подопечных.

- А вам лично почему это важно?

- Я не знаю… Плохо, если мы пропустим человека с большим потенциалом, не поможем ему реализоваться – тогда вообще все бессмысленно. Это серьезная систематическая работа, именно для этих целей создана Школа кураторов, она проходит в конце августа каждый год. Первый раз студент 1 курса видит куратора перед началом 1 семестра на «Инструкции по применению», когда знакомится с университетом в целом. Вот сейчас, кстати, уже открылся набор кураторов следующего учебного года.

- Зачем молодые люди, при такой сложной учебе в МИФИ, добровольно вешают на себя такую ответственность?

- У многих есть потребность помогать, и, я считаю, что мы, старшекурсники, в ответе за тех, кто только входит в университетскую жизнь.

- Вы планируете свою жизнь связать в дальнейшем с МИФИ?

- Я много где могла бы пригодиться, наверно, но как только я начинаю думать, что это будет не в МИФИ, мне просто плохо становится. Ни в другом российском вузе, ни в корпорациях, ни заграницей – никогда не было желания. Но это не значит, что там хуже или лучше. Просто в МИФИ есть свобода. Казалось бы, какая может быть свобода на режимном объекте? Но она чувствуется.

- Вижу у вас научный «иконостас» из книг: «Методы нелинейной математической физики» Н.А. Кудряшова, «Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO» группы авторов и «Антихрупкость» Н. Талеба. Чем обусловлен такой выбор?

- Они не просто стоят, я их перечитываю периодически. Тут и конкретные, и философские вещи. Талеб – мой любимый автор в философской публицистике. Особенно люблю его «Рискуя собственной шкурой» – в ней Талеб размышляет о скрытой асимметрии в жизни и о важности риска. В художественной литературе очень ценю Сергея Довлатова – прибегаю к нему для мгновенной подзарядки. Нравится его сарказм, да я и сама всегда отвечаю всем людям с сарказмом – работаю над собой в этом плане, стараюсь минимизировать.

Выпускники Школы будущего молодого ученого НИЯУ МИФИ 2023 в Ершово

- Это интервью выйдет перед Днем женщин в науке, но в ваших ответах нет даже тени гендера. Вы не чувствуете никакого неудобства в научном сообществе?

- Нет, я не чувствую никаких ограничений. Если только личные: я бы не смогла стать программистом. Когда я вижу женщин-программистов, думаю, что они – богини. Все остальные науки естественного профиля мне понятны, они как-то «ложатся на душу». А на счет женское это дело или нет?.. Мне кажется, важно наоборот не давать себе внутреннего кредита: «Ах, я девушка, мне сложно эту теорему доказать!». Надо у мужчин спросить, наверно: женщина в науке – это что-то особенное или нет? Но, в любом случае, наука интересна как мужчинам, так и женщинам.

Вообще, самое сложное для исследователя – все равно для мужчины или женщины – стать самостоятельным.  Даже ученая степень не есть факт самостоятельности. Она приходит тогда, когда ты научился сам ставить себе задачу, чувствуешь в себе силы справиться с ней и одновременно понимаешь свои ограничения. Этому мы, кстати, учим на «Академии научного наставничества», где из обычных студентов мы пытаемся сделать научных наставников для студентов младших курсов и учащихся старших классов Предуниверситария. Прежде всего наставник должен уметь формулировать проблему, а также работать с проектными командами.

Студентка 1 курса бакалавриата НИЯУ МИФИ Агния Бородина на Всероссийском вокальном конкурсе «Победы во имя будущего!», проходившем в МГТУ «СТАНКИН»

- Не пожалеете, что музыку оставили?

- Точно пожалею. Но на полшишечки я не хочу ничего делать: либо по-настоящему делать, либо никак. И своими руками. Пока ты своими руками что-то не проделал, не решил, ты не имеешь право претендовать на что-то большее. Это правило для всех одинаково.