Наталья Мякинина: «Учить, а не поучать!»

13
май
2024

Когда преподаватель истории России и международных отношений говорит «ничего личного, чистая математика» – это значит, что он давно работает в МИФИ. Мы продолжаем цикл бесед с преподавателями, которых студенты назвали лучшими в топ-50. Сегодня на вопросы пресс-службы отвечала Наталья Петровна Мякинина, заместитель директора ИМО НИЯУ МИФИ.

- Вы уже стали мифистом до мозга костей, можно сказать, хотя МИФИ не заканчивали. Расскажите, пожалуйста, как вы сюда попали и почему вообще выбрали профессию преподавателя?

- Я закончила исторический факультет МГУ в 1988 году, кафедру истории КПСС – с этой кафедры приглашали преподавателей в вузы. Училась я очень хорошо, а для тех, кто хорошо учился, распределение не назначалось, а предлагалось. Было несколько заявок от московских вузов на выпускников нашей кафедры, и одна из них была от МИФИ – вот от нее я как раз отказалась, институт был далеко от моего дома. Заведующая кафедрой спросила замужем ли я, я ответила, что нет. «Ну, тогда точно в МИФИ пойдешь, замуж выходить», – сказала она. Это был (и по сей день остается) топовый вуз, я не стала с ней спорить. И действительно, будущего мужа встретила на второй день работы здесь. А преподавать я всегда хотела – ни о чем другом даже не думала. И хотя после МГУ в школу учителями не шли, я все-таки проработала в школе 15 лет. Параллельно с МИФИ, так как тогда, в 90-е годы, для всех вузов в стране наступили тяжелые времена, в институте даже не было отопления, мы мерзли, зарплату задерживали, а вот учителям в Москве  худо-бедно платили… Только это была не обычная школа, а вечерняя, для рабочей молодежи – если вы смотрели фильм «Большая перемена», то поймете о чем я говорю, контингент там был очень не простой.

- «Я же не знала, что мои ученики будут рожать, варить сталь, курить…» – как говорила другая учительница вечерней школы в фильме «Весна на Заречной улице». Как вы с этим эмоционально справлялись: в классе взрослые люди, и вы – вчерашняя студентка?

- Именно так все и было, мои ученики работали на пивном и молочном заводах в Очаково, многие из них были со сломленными судьбами – в том числе и из мест не столь отдаленных, были девушки, родившие еще в школе. Один из учеников меня, увидев меня, прямо спросил на первом же уроке: «Вы знаете, почему вас сюда пригласили работать? Прежняя учительница умерла – на рабочем месте. А еще мы вам хотим сказать, что если вы нам не понравитесь, то вы здесь работать не будете». Но я к ним относилась всегда с уважением, обращалась только на «вы» и была готова разговаривать с ними и на уроках, и на переменах. Через неделю они составили график дежурств – кто в какой день меня провожает до дома после занятий, времена были лихие.

- Вы пришли из гуманитарного «котла» МГУ в физический вуз – и прижились тут. В чем секрет успеха?

- Да, это было небо и земля: гуманитарии в московском университете – это всегда была «золотая» молодежь, сродни касте, философствующие студенты со стаканчиками кофе и сигаретами в руках, спорящие о каких-то отвлеченных материях, красивые и дорого одетые девушки с филфака, а МИФИ – это был, что называется, мужской вуз, ребята здесь были совершенно не зациклены на внешнем виде, с совершенно другими приоритетами… Секрет успеха? Никакого особенного секрета нет – с ними надо разговаривать, и это абсолютно про меня. Плюс – интересная подача материала, это очень важно: я использую  технические средства на занятии и всегда, и везде, где бы я ни была, стараюсь подмечать какие-то нетривиальные исторические факты, о которых можно потом студентам рассказать, много показываю им документальной хроники на лекциях, отвечаю на любые их вопросы. А вопросы бывают каверзными, как по внешней, так и по внутренней политике в истории России. Доверие в их обсуждении – очень важный фактор, студентам нельзя врать, они мгновенно это «считают» и хорошее отношение тут же закончится. На самом деле, так это работает и с любым человеком. Я всегда исхожу из того, что человек к тебе будет относиться ровно так, как ты сам относишься к нему – это закон физики, сила действия равна силе противодействия. Поэтому за 35 лет моей педагогической деятельности у меня не было ни одного конфликта, где бы я не работала. И ни за одну «двойку» при этом не стыдно, ни один из студентов не ушел от меня обиженным.

- Что надо сделать, чтобы получить у вас «пятерку»? И вообще, идеальный студент – какой?

- Стабильно работать в течение семестра надо, и думать, отвечая на вопросы, которые не про «назовите дату такого-то события», а, скажем, «когда назрела необходимость пересмотреть условия мирного договора?» Условно говоря, почему Иван Грозный поссорился с Курбским, зачем ему понадобилась опричнина? Идеальный студент – это не тот, который только на «отлично» учится, это необязательно совсем. Может, он как раз сейчас получил «тройку», потому что чего-то не сделал... Идеальный студент – думающий, сам ищущий ответы, анализирующий, читающий, пытающийся понять причинно-следственные связи, то есть студент, которому интересно, и мне с ним тогда тоже интересно.

- Что самое трудное в работе преподавателя?

- Да нет у меня трудностей. Иногда устаю эмоционально, тогда «разгружаюсь» в путешествиях, на природе, на даче, в общении с внучкой. Кстати, о путешествиях, я легкая на подъем, и раньше, в доковидные времена, мы много ездили с ребятами, исходили все музеи Москвы – в рамках курса «Истории культуры»: Коломенское, Кузьминки, Кусково, Театральный музей им. Бахрушина, а «Третьяковка» вообще была наш дом родной. В Коломенском ребята даже экскурсии проводили для своих же однокурсников. Сколько городов мы объехали! Великий Новгород, Кострома, Вологда, Орел, Тамбов, Тула, Шуя, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ярославль, Ростов Великий, Питер, Псков, Пушкиногорье – по 15-20 человек группы были. В пандемию это прервалось, к сожалению. Но сейчас первокурсники уже удочку забрасывали, чтобы хотя бы одним днем начать ездить куда-то.

- Есть человек, который повлиял на вас – именно как педагог, преподаватель?

- Да, это директор той вечерней школы Евгений Семенович Спорягин. Он был педагог-психолог, но не по должности, а по жизни. Происходил из рязанских крестьян, но, верно, родился педагогом. У него не было симпатий и антипатий среди учеников. Он говорил мне: «Ты свою симпатию можешь показать ученику, а антипатию – никогда».

- У студентов можно чему-то научиться? Может, они чем-то удивляют вас?

- По сравнению с нами – студентами конца 80-х годов – у нынешних студентов, мне кажется, есть большая потребность помогать, им важна социальная востребованность.

- Это не может не радовать. А что огорчает?

- Когда человек поступает не по зову души, а туда, куда проходит по баллам. Немаленький процент поэтому оказывается не на своем месте. Но это не студент «плохой», это результат системы ЕГЭ. Они потом уходят все-таки…

- Сессия – для студента всегда стресс, а для преподавателя?

- Сейчас уже нет. Раньше, до введения стобальной системы, трудно было поставить на экзамене справедливую оценку – всего два вопроса же. Сейчас по новой системе студент основную массу баллов получает в семестре, а на экзамене он просто повышает бал. Ничего личного – чистая математика.

- Что вы готовы простить студентам, а что нет?

- Фактическую ошибку – да, списывание – нет. Это же обман, к вопросу о доверии, кстати. Не успел? Ну скажи правду, и я пойду тебе навстречу, все мои студенты об этом знают.

- Девиз мифистов – «Дорогу осилит идущий», а ваш?

- У меня он более жесткий – «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Бывает, кажется – вот она победа, совсем близко, но что-то происходит, и она не случается. Тогда надо найти в себе силы идти дальше, жить дальше – «осилить дорогу». И еще для меня главным в педагогике является девиз: «Учить, а не поучать!»

- Чтобы вы хотели пожелать именно студентам МИФИ?

- Терпения. Ребята порой ломаются на первой или второй сессии, а их надо просто пережить, потом будет легче. Я знаю, что иногда даже очень хорошие ребята уходят, потому что слишком тяжело.  Это про «технарей». Но и у гуманитариев на первом курсе есть физика и математика – им тоже непросто. Терпение – это как раз к вопросу о «бороться и искать, найти и не сдаваться». Спокойнее относиться к неудачам. Иногда не стоит биться в закрытую дверь, лучше пойти в следующую, открытую.

338