Волшебная история новогодних открытых писем: «Send me a postcard, darling»

05
января
2025

Сегодня под Новый год мало кто возьмется за бумагу и подпишет старую добрую поздравительную открытку. Неужели такие открытки останутся только в среде коллекционеров?! Как жаль, ведь у открыток очень интересная история. Давайте окунемся в нее и попробуем что-то извлечь для дня сегодняшнего.

 

 

Человечество обратилось к письменной коммуникации в глубинах тысячелетий, обретая вместе с развитием культуры необходимость сохранения и обмена информацией. Сначала графическими знаками обменивались ради налаживания жизненно важных  связей с высшими духами через жрецов и шаманов. Системы письменности, при этом, наделялись мистической силой, и допуск к ним ограничивался степенью посвящения в тайны универсума. Но с ходом времени владение письмом требовалось людям уже во множестве повседневных культурных практик: в экономике и политике, образовании и науке. Письмо позволило человеку добавить в коммуникацию личное, чувства и эмоции, и через них осознать себя.

В эпоху Древних восточных цивилизаций письменные сообщения  были  весьма популярными. Египтяне писали их даже родным, ушедшим на вечно-зеленые поля Осириса! Папирусы закладывали в щели между камнями последних пристанищ. Археологи обнаружили такой артефакт, отправленный неизвестным мужчиной своей супруге. В письме он сетовал на тяжесть бытовых забот и вспоминал о том, с какой радостью любимая принимала его подарки – бусы и серьги.

Древние китайцы, создав одно из величайших для человечества изобретений – бумагу, отдали не меньшую дань культуре письма, превратив его в искусство. Кроме официальных, они с большим удовольствием писали любовные сообщения, дополняли их эстетикой каллиграфии и поэзии. Соседи – японцы – решили, что мастерских иероглифов сердечным адресатам не хватит, и добавили к своей эпистолярной традиции маленькие подарки – сладости или украшения. В памятниках древней японской художественной литературы – «Повести о прекрасной Оттикубо» и «Записках у изголовья Сэй-Сёнагон» – героини писали о трепетности момента получения письма, о жарких чувствах, испытываемых ими при чтении.

 

 

Вместе с появлением эпистолярной культуры перед людьми встала проблема сохранения тайны: никто не хотел, чтобы о секретах дипломатии или любви узнал из писем кто-то чужой. Эту проблему пытались решить во всех концах света при помощи множества ухищрений. Глиняные таблички, которыми пользовались месопотамцы, высушивали после нанесения информации и снова обмазывали глиной. Образовавшийся «конверт» адресат разбивал и читал спрятанное внутри. Наши новгородцы не мудрствовали: защищая свои берестяные «смс», они скручивали их трубочкой записями внутрь.

Греки и римляне сложенные восковые таблички связывали шнурком. На шнурок крепили восковые или драгоценные металлические «замки»-печати. А потом – в Средние века – в Европу из Индии пришел сургуч (смесь смол), расплавом которого стали запечатывать особо значимые послания. В ходе истории люди придумали богатый диапазон смыслов для спектра цветов сургуча: красный применяли для официальных писем, белый – для известий о свадьбе, черный – о похоронах, серый – для друзей, коричневый – для приглашений на пир.

Затем обнаружилось, что далеко отправляемые свитки портятся – стираются знаки, буквы, ломаются (и случайно тоже) печати. Подлинность содержания и тайну переписки хотелось сохранять получше. Поэтому человечество вернулось к идее оборачивания драгоценного содержания в специальную «одежду» – конверт. В XVII в. они были штучной работой. Их производили из разнообразных материалов – бархата, шелка и, конечно, бумаги. Многоразовые тканевые (с богатой вышивкой и золотом) использовали статусные отправители. Эти мешочки (кошели) для писем доставляли «профессионалы» - гонцы. Бумажные вошли в моду позднее. На выбор материала тоже распространялись имиджевые требования: бумагу белили, шлифовали, расписывали, гравировали и золотили обрез. А в XIXв. появились государственные почтовые конверты. Французы и англичане соревновались в эстетике «сорочки для письма». Ее раскрашивали в соответствии с днями недели (на каждый свой цвет), символикой пола и социального положения. Некий господин Пуарье предложил убрать с конверта сургуч и заменить его на клей. Эти удобные почтовые отправления тут же стандартизировали и обложили налогами – на конверте появилась марка! Вместе с покупкой ее гасили – помечали специальным штампом, чтобы подтвердить оплату.

 

 

Но не все письма прятали – ситуации письменного общения диктовали разные условия. Открытые письма – открытки – существовали всегда. Их писали на скорую руку или по требованиям этикета, когда нужно было показать чистоту помыслов буквально. Уже упомянутые китайцы оставляли карточки с праздничными пожеланиями на пороге дома, не застав хозяев. Также известно, что в XVв. герцог Орлеанский отправлял любовные «открытки» (одна хранится в Британском музее) супруге из заключения.

В Парижском почтовом альманахе конца XVIIIв. упомянута продажа гравированных почтовых карточек с текстом, «доступных для отправки от каждого желающего». С этого момента открытки вошли в область изобразительного искусства – к их созданию подключились граверы, художники, иллюстраторы. Так, сложная сущность культурного значения феномена отразилась в двух значениях слова «открытка»: раннем («κρύπτω» - др.греч.) обозначающем открытость способа подачи информации и позднем  (art-card- англ.) – маркирующем связь письма и искусства.

Почтовые карточки с красивыми картинками в XIXв. стали отправлять, пользуясь разными поводами – с целью рассказать о путешествиях (открытки с видами городских, морских и других пейзажей), передать настроение (изображения сентиментальных сцен), прорекламировать что-то, поздравить с личным событием или общим праздником. Первыми среди праздничных появились рождественские и пасхальные открытки. Считается, что произошло это в викторианской Англии в 1843 году, когда предприниматель Генри Коул выпустил карточку с иллюстрацией Джона Хорсли, изображающей семью, празднующую Рождество. На открытке впервые появилась, пожалуй, самая известная «открыточная» надпись: «А Merry Christmas and a Happy New Year». Коул выпустил почтовые поздравительные карточки, как джинна из бутылки! Типографии оказались завалены заказами на картинки с изображениями зимы, ангелочков, детишек, собачек и котиков.

 

 

В России первые печатные открытки появились в 1872 году, а иллюстрировал их своими акварелями петербургский художник Николай Каразин. Этот проект был благотворительным – открытки выпустили для помощи общине сестер милосердия Св.Евгении. Впоследствии русские карточки по качеству и смысловому наполнению догнали и перегнали европейских собратьев. Их уже не только посылали для поздравлений, но и украшали альбомы, интерьер, коллекционировали.

Первая и Вторая мировые войны внесли коррективы в визуальный ряд – в теме празднования Нового года и Рождества зазвучали патриотические ноты. Для полевой почты стали издавать отдельные тиражи открыток с солдатским юмором. После революции карточки на какое-то время отбросили за дух буржуазности, но в 1942 году произошло триумфальное возвращение: людям хотелось среди военной мглы чуда и волшебства, обещающих надежду и мир. Поэтому елку, подарки, Деда Мороза и открытки вернули…

После войны открытки остались – одни транслировали детскую наивность сказок, другие – ценности труда (Дед Мороз на БАМе). Их покупали в газетных киосках, книжных магазинах и почтовых отделениях, чтобы закрепить в слове пожелания наилучшего будущего коллегам и близким.

 

 

С приходом цифровизации бумажные письма и яркие открытки стали уходить в прошлое. Новогодние карточки оказались в мессенджерах – в виде gif-изображений и стикеров, к которым трепетно, как к наследникам бумажных открыток, относится поколение 60+. Остальные воспринимают их как информационный шум, засоряющий память «великих-умных» устройств. А вот в конверты люди еще верят, только покупают их, чтобы положить банкноту к празднику, а не теплые слова… Давайте попробуем, вспомнив сегодня об открытках, переосмыслить их значение и снова сделать способом передачи искренних впечатлений и добрых чувств. Ведь в такие времена добро и любовь нам очень нужны.

Пишите письма, подписывайте открытки!

 

автор - доктор философских наук, профессор кафедры философии, онтологии и теории познания НИЯУ МИФИ Екатерина Тихомирова

38