
Методический центр ПИШ провел семинар по применению искусственного интеллекта в высшем образовании
Методический центр «Передовые инженерные школы» НИЯУ МИФИ провел 30 мая двадцать пятый семинар цикла «Методические вопросы деятельности ПИШ и лучшие практики инженерного образования». В режиме видеоконференции специалисты обсудили применение искусственного интеллекта (ИИ) в высшем образовании, использование ИИ студентами и преподавателями.
Вебинар открыл руководитель МЦ ПИШ Георгий Тихомиров. Он рассказал об истории цифровизации образования за последние 35 лет, поделился собственным опытом внедрения ИИ в преподавательскую практику и предложил участниками поразмышлять, является ли ИИ только модным трендом или фундаментальным сдвигом в высшем образовании.
Руководитель МЦ ПИШ особенно выделил проблемы, связанные с контролем самостоятельности студентов и эффективным использованием ИИ, отметив трудности в выявлении случаев применения технологий при выполнении учебных заданий. Георгий Тихомиров подчеркнул, что ИИ способен повысить эффективность учебного процесса, помогать в оценке выполнения заданий, но при этом требует тщательной верификации и этического подхода.
Руководитель ML RnD в AI Talent Hub Университета ИТМО Владислав Горбунов рассказал о том, как в ИТМО применяют искусственный интеллект в образовательном процессе. AI Talent Hub ИТМО предлагает обучение специалистов в области ИИ и располагает крупнейшей в Европе онлайн-магистратурой по этому направлению. В университете уже внедрены инновационные ИИ-решения, такие как автоматическая оценка вступительных испытаний, чат-боты для ответов на вопросы студентов и системы анализа активности обучающихся с целью предупреждения отчислений.
Владислав Горбунов подробно рассказал о работе над системами оценки знаний с использованием больших языковых моделей и автоматизации подготовки учебных материалов. Кроме того, в ИТМО активно применяются технологии анализа эффективности обучения и создаются виртуальные лаборатории. Особое внимание уделяется сокращению рутинных задач преподавателей и созданию персонализированных образовательных сред, что становится особенно важным в условиях ускоренного технологического прогресса и изменяющегося рынка труда.
Руководитель лаборатории искусственного интеллекта в промышленности ПИШ ИнЭС ТПУ Константин Чумаков представил систему автоматической генерации контрольных вопросов на основе текстовых документов. Разработанная в ТПУ платформа позволяет создавать задания различной сложности и типов. С помощью личного кабинета преподаватели могут загружать материалы — книги, лекции или документы — и получать набор вопросов, которые можно редактировать или экспортировать. Система уже успешно внедрена в Томском политехе и помогает повысить качество подготовки студентов, особенно в динамично меняющихся областях.
Константин Чумаков отметил, что система снижает нагрузку преподавателей, автоматизируя рутинные процессы, и способствует созданию интерактивной образовательной среды, где ИИ становится надежным помощником. В перспективе проект предусматривает развитие аналитики и внедрение сложных моделей оценки.
Директор Института информатики и кибернетики Самарского университета Александр Куприянов рассказал о работе своей команды над разработкой искусственного интеллекта для управления производством и обработки больших данных в двигателестроении и промышленности в рамках программ передовых инженерных школ.
Несмотря на приоритетное развитие и использование российских больших языковых моделей, важно также учитывать и применять зарубежные технологии. Импортные решения зачастую выступают технологическими первопроходцами и задают высокие стандарты в отрасли. Используя отечественные ИИ, необходимо не забывать внимательно изучать мировой опыт и следить за достижениями конкурентов, чтобы оставаться в авангарде инноваций и постоянно совершенствовать собственные разработки.
Использование ИИ позволяет генерировать текстовые ответы, анализировать документацию и управлять производственными процессами, что повышает эффективность: снижает затраты и ускоряет принятие решений. В планах — расширение функционала систем, включая автоматическую подготовку рабочих программ, мониторинг производственных процессов и обеспечение контроля качества и безопасности.
Проректор и начальник управления академической политики университета Иннополис Евгений Бобров отметил смену парадигмы в образовании от массового обучения к персонализированному подходу благодаря развитию искусственного интеллекта. Он подчеркнул, что ИИ способствует раскрытию индивидуальных способностей студентов, а роль преподавателей меняется. Преподаватели становятся инструкторами и наставниками, а не просто лекторами. Евгений Бобров также выделил важность внедрения технологий-ассистентов и адаптации образовательных программ к новым требованиям, что позволяет создавать более гибкие и эффективные учебные процессы.
Руководитель по внедрению AI-инструментов в ПИШ РУТ (МИИТ) Артем Шаклеин поделился опытом интеграции искусственного интеллекта в образовательную и научную деятельность. Он отметил, что ИИ существенно облегчает обработку больших объемов технической информации, помогая готовить научные отчеты, публикации и учебные материалы. Были выявлены эффективные форматы обучения — онлайн-курсы и тематические мероприятия для преподавателей и студентов. Несмотря на успехи, такие как автоматизация документооборота и проверка рефератов, существуют сложности с финансированием, нехватка квалифицированных специалистов, ограничения нормативной базы, трудности, вызванные недостаточной надежностью технологий и ошибками языковых моделей.
Артем Шаклеин подчеркнул, что использование ИИ для быстрого доступа к нормативной документации, автоматизированного анализа проектной информации и подготовки научных материалов значительно облегчает работу специалистов и преподавателей. В частности, создаются корпоративные платформы и чат-боты в Telegram, которые помогают экспертам и студентам получать точные ответы на специализированные вопросы, автоматизировать анализ документов и формировать отчеты. Такой подход ускоряет внедрение ИИ в образовательную среду и повышает эффективность работы академического и инженерно-технического персонала.
В ходе вебинара участники обсудили широкий спектр вопросов, связанных с применением ИИ в высшем образовании, включая: этические аспекты использования ИИ; необходимость развития у преподавателей навыков работы с ИИ-инструментами; важность критического мышления при использовании ИИ студентами; перспективы развития и внедрения новых ИИ-решений для образования.