Аспирант ИФИБ Ваге Оганян: «Медицинский физик – профессия творческая!»

07
ноября
2025

7 ноября во всем мире отмечают День медицинской физики. Праздник приурочен ко дню рождения Марии Склодовской-Кюри – первой исследовательницы радиоактивного излучения. О сравнительно новой и крайне интересной профессии медицинского физика рассказал аспирант Инженерно-физического института биомедицины (ИФИБ) МИФИ, сотрудник Московского клинического научного центра имени А.С.Логинова Ваге Оганян.

 

 

– Ваге Робертович, наверное, первыми медицинскими физиками можно назвать людей, которые догадались, что огонь убивает микроорганизмы, начали прокаливать хирургические инструменты и прижигать раны. Но профессия медицинского физика пока молодая. Как Вы о ней узнали и почему решили поступать в ИФИБ?

– Это долгая история. Дело в том, что на родине, в Армении, я стал призером олимпиады «Росатома» и получил возможность без экзаменов поступить в Бауманку или МИФИ. Я выбрал МИФИ и стал студентом Института ядерной физики и технологий. Здесь я получил фундаментальные знания. А на третьем курсе мне повезло познакомиться с замечательным специалистом в области клинической и экспериментальной радиологии Геннадием Ефимовичем Горлачевым. Он стал моим научным руководителем, «заразил» меня интересом к медицинской физике и до сих пор продолжает вдохновлять, работая со мной как с аспирантом ИФИБ. На четвертом курсе бакалавриата я стал призером олимпиады «Я – профессионал» и, благодаря этому, легко поступил в магистратуру ИФИБ.

– Сложно было учиться?

– Скорее, интересно. Кроме теоретических знаний, я углубленно изучал принципы работы медицинских устройств (МРТ, КТ, УЗИ, разных видов ускорителей) и данные знания использую на практике до сих пор. И уже на первом курсе магистратуры я начал работать в новом, три года назад открывшемся медицинском центре – МКНЦ имени А.С.Логинова. Совмещать практику и научную деятельность очень непросто и очень здорово.

– Что входит в обязанности медицинского физика в этой клинике?

– Примерно год назад я стал руководителем отделения медицинских физиков в МКНЦ. У нас в штате девять медфизиков. Работы всем хватает. У нас в отделении под нашим контролем находятся МРТ, КТ, аппарат электронной брахитерапии, аппарат гипертермии и три линейных ускорителя. Спектр нашей деятельности огромен, начиная от планирования облучения пациентов отделения лучевой терапии до гарантии качества всех приборов отделения. Под термином гарантия качества я имею в виду контроль многочисленных параметров ускорителей и диагностических аппаратов, а также индивидуальную верификацию планов облучения каждого пациента.

– Получается, что профессия медицинского физика сегодня востребована?

– Конечно! Больницы и поликлиники переоснащаются по всей России. Появляется высокотехнологичное оборудование, новые ускорители. Поэтому без медицинских физиков не обойтись. Выпускники ИФИБ, имеющие фундаментальные знания, готовые развиваться, прокачивать мягкие навыки (не забывайте, что, работая в клинике, ежедневно придется общаться и с врачами, и с пациентами!), точно смогут трудоустроиться. И, кстати, зарплаты у таких специалистов выше среднего.

– Что Вам больше всего нравится в профессии медицинского физика?

– Когда начал работать, я прошел три стадии адаптации. Сначала мне казалось, что в этой профессии слишком много неизвестных и ничего не понятно, потом появилась уверенность, что я понял все. А сейчас каждый новый день ставит передо мной новые вызовы, я ищу ответы на сложные вопросы и точно знаю, что медицинский физик – профессия творческая. Нам приходится иметь дело со сложным оборудованием, знать физику, биологию и медицину, разбираться в информационных технологиях, быть внимательными, терпеливыми, доброжелательными. Без этого никак, если мы серьезно настроены помогать людям и спасать жизни.

171