В споре «физиков и лириков» победили… чиновники

В этом году все российские вузы получили право проводить дополнительный набор вплоть до первого сентября. Однако уже ясно, что «первый раз на первый курс» отправятся на миллион двести тысяч человек меньше, чем прошлой осенью. И демографический кризис – не единственная причина, которая ещё в начале лета заставила экспертов назвать приёмную кампанию-2010 «испытанием» для отечественного высшего образования. Сегодня, за неделю до первого звонка, специалисты констатируют – обострение «борьбы» за студенческий билет совпало с падением «уровня» самих будущих студентов. А в споре «физиков и лириков» победили… «чиновники». По данным ВЦИОМ, 42 процента абитуриентов выбрали в качестве будущей профессии – государственную службу. О других «сюрпризах» приёмной кампании - «Новости культуры».

Двери приемных комиссий закрыты до следующего лета. И ничего уже не напоминает о том, что меньше месяца назад здесь были толпы абитуриентов и эмоции зашкаливали. Кто-то плакал от счастья, кто-то потому что не добрал нескольких баллов. Сейчас здесь тишина и, кажется, что страсти, наконец-то, улеглись. На самом деле они кипят. Только теперь не в стенах вузов. А на другой территории.

В Интернете развернулась целая кампания в защиту прав абитуриентов. В одной из социальных сетей еще в конце июля появилась группа «В вуз можно поступить только по льготе». После этих, довольно спорных слов, стоит не знак вопроса - точка.

Выдержки из Интернет-дискуссии:

Екатерина Красенкова: «Конкурса не существует из-за количества людей вне конкурса, которые поступают в этом году».

Анастасия Елецкая «А мы против того, чтобы поступали только здоровые люди. Нас отовсюду пинают, а вам пройти везде проще. Простите за прямолинейность, но я за бюджетные места для льготников. За большее количество мест».

Вера Хамидова, студентка московской медицинской академии им. И. Сеченова: «Там 390 бюджетных мест на лечебном факультете. И 581 было подано заявлений гражданами льготных категорий».

«Льготников больше, чем бюджетных мест иногда в несколько раз», - говорит ответственный секретарь приемной комиссии Российского государственного медицинского университета им. Н. И. Пирогова Андрей Богданов.

Вера Хамидова, не поступив в первую волну во второй Медицинский, отнесла подлинник аттестата в Академию имени Сеченова. Там тоже было немало тех, кто проходил вне конкурса, то есть на особых условиях.

Для льготника самое главное – это преодолеть так называемый порог успешности ЕГЭ. Т.е. сумма баллов по трем предметам не меньше 105-ти. По химии 33. По русскому 36 и по биологии – не менее 36», - объясняет ответственный секретарь приемной комиссии Московской медицинской академии им. И.Сеченова Марина Кинкулькина.

Это слабая тройка. Неудивительно, что абитуриенты, не поступившие с твердыми пятерками, возмущены. А в вузах объясняют – все в рамках федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - в нем четко прописано, кто имеет право на поступление вне конкурса. Список, надо сказать, внушительный. И никаких квот – количество льготных мест на один вуз, на один факультет, на специальность не определено. Вот и получается – если 50 льготников претендует на 50 бюджетных мест – а такая ситуация гипотетически возможна, вуз обязан принять всех.

«Они, как правило, идут на самые популярные специальности. Я скажу по нашему вузу. У нас в этом году было таких вот льготных категорий 86 человек, их них подавляющее большинство подали заявления, и мы их зачислили, обязаны были зачислить на очень модные, популярные специальности, типа компьютерная безопасность, инженерный бизнес и менеджмент», - рассказывает проректор по учебной работе Московского государственного технического университета им. Н. Баумана Евгений Юдин.

На популярные специальности в самые престижные технические вузы претендуют в лучшем случае 5-6 человек на место. В МГТУ имени Баумана признаются – конкурс не самый высокий, но для них привычный.

«Министерство десять лет назад, с моей точки зрения, неоправданно расширило приемы на гуманитарные, экономические специальности. Политика была – давайте все станем юристами и экономистами. В результате стало ясно, что это перепроизводство специалистов», - констатирует Евгений Юдин.

И теперь в сфере образования наметилась другая тенденция.

«Смысл ее заключается в том, чтобы большее количество мест отдавать для технических специальностей, что и делается последние 2-3 года. И в этом смысле мы как вуз гуманитарный понесли некоторые потери. У нас было уменьшено где-то на 200 мест», - отмечает проректор Российского государственного гуманитарного университета Андрей Николаев.

Конкурс от этого только подрос и на некоторые факультеты достиг 30 человек на место. Юлия Казымова признается, выбирая технический вуз, надеялась, что поступить будет легче, раз конкурс там ниже. Но столкнулась с другой проблемой.

«В Бауманке было очень сложно. Туда принимали в основном по участию в их олимпиаде», - говорит студентка Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Юлия Казымова.

«В этом году в олимпиаде участвовало 4 с половиной тысячи школьников. А диплом победителя получили только сто. Это конкурс намного больше, чем на любую специальность – возьмите любой вуз», - уверен Евгений Юдин.

В некоторых вузах в этом году наблюдалось еще одно явление – завышенный, не соответствующий действительности конкурс. Причина в том, что только 11 российских вузов получили право проводить профильные испытания. Во все остальные достаточно предоставить результаты ЕГЭ. Каждый абитуриент может подать документы в пять вузов, в каждом – на 3 факультета. Вот и получается одна фамилия – в 15 списках.

«Могу Вам привести один пример. У нас конкурс на стоматологическом факультете - 191,6 человек на место», - рассказывает Андрей Богданов.

Когда дело дошло до подачи подлинников, конкурс снизился в разы. Но случайных людей в рядах новоиспеченных студентов все равно немало. Их точное количество определится уже скоро – на первой сессии.


10